lohmatiy77 (lohmatiy77) wrote,
lohmatiy77
lohmatiy77

Судебный коллапс для живых и мертвых

С 15 марта вступают в силу изменения в Уголовный процессуальный кодекс Украины, так называемые «поправки Лозового», которыми в том числе предусмотрено представление ходатайств следователей только по месту регистрации юридических лиц.


Эксперты прогнозируют возникновение, без преувеличения, полного коллапса, паралича судебной власти и работы следственных органов по всей стране.
Для того, чтобы принятые поправки могли работать, прошедшее с момента их принятия время нужно было использовать на реорганизацию всей системы, чего сделано не было. Еще в течение 2017 года было очевидно, что «судебная реформа» принесла весьма неприятные плоды в виде массовой нехватки судей в местных и специализированных судах. На одного работающего судью приходилось столько дел по количеству, что даже элементарно ознакомиться с ними они были не в состоянии. Районные суды в небольших райцентрах закрывались из-за отсутствия судей. Рассмотрения дел затягивались на много месяцев, а по иным делам и на годы, решения принимались под угрозой физического воздействия.
Судебная реформа, в числе прочих изменений, практически закрыла доступ к судам для малоимущих граждан из-за изменения системы оплаты госпошлины и ее ставок.

Но с 15 марта оставшимся на рабочем месте судьям, перегруженным сверх всякой разумной меры, придется еще труднее.  
«Структурные подразделения, например, райуправления Национальной полиции Украины не являются юридическими лицами, поэтому все ходатайства следственных управлений полиции в районах (10) и отделов полиции в Киевской области (12 районных отделений и 25 отделений) будут направлены в один суд – по месту официальной регистрации НПУ.
Следственными судьями Шевченковского районного суда города Киева за 2017 год было рассмотрено свыше 30000 ходатайств. Поэтому можно прогнозировать существенное увеличение количества ходатайств», – отмечает судья-спикер Шевченковского районного суда города Киева Ирина Фролова.

Кроме того, в связи с внесением изменений в статью 243 УПК Украины будет изменен порядок привлечения эксперта в уголовном производстве. Так, в отличие от существующей сейчас процедуры, эксперт будет привлекаться для проведения экспертизы исключительно по решению следственного судьи или суда.

К примеру, для установления причин смерти человека, следователь полиции сначала должен будет обратиться в суд с ходатайством о привлечении эксперта, потом уже после проведенной экспертизы выдавать разрешение на погребение. На какие сроки это затянется, пока не известно. Эксперты прогнозируют, что при ожидаемой нагрузке на судебные органы и увеличению «бумажных» загрузок прочих должностных лиц, от момента смерти до погребения может пройти от 10 дней до 2-3 недель.

В поправках совершенно не прописано, где должно находиться тело умершего в это время. По существующим правилам, морги принимают трупы уже с сопроводительным документом и хранят его в большинстве случаев, всего 1-3 дня, до похорон.

При этом, учитывая печальную статистику «естественной убыли населения», они и так переполнены. Новых, разумеется, никто не строил. При вынужденном увеличении сроков хранения тел с 2 дней до 2 недель в среднем, полная катастрофа системы наступит уже через несколько дней в больших городах и несколько недель в менее густонаселенных местах.
При этом, если судьи станут заниматься исключительно валом разнообразных ходатайств следственных органов, то физически времени на плановое рассмотрение уголовных и гражданских дел просто не останется.

Реакция законотворцев, принявших столь невразумительный документ, мягко выражаясь, вызывает в памяти все известные нецензурные выражения. Принятый еще 3 октября прошлого года законопроект №6232, «за» который высказались 234 народных депутата, благополучно пролежал «на полке» пять месяцев.

После многочисленных обращений профильных специалистов и экспертов, 22 февраля 2018-го депутаты наконец-то обратили внимание на то, что они по факту сами не поняли, что приняли. И собрали целую комиссию, «специальную рабочую группу при Комитете по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Верховной Рады».

«По словам первого заместителя председателя Комитета Николая Паламарчука, в новую редакцию УПК были внесены 569 изменений, предусмотренных 52 законами и одним решением Конституционного Суда (относительно неконституционности автоматического продления меры пресечения).

В основном изменения вносились ситуативно под оперативное решение тех или иных задач, и не были системными. Часто изменения вносились без анализа целесообразности, без привлечения специалистов и профильного комитета, с нарушением регламента (например, "поправка Лозового" о сокращении сроков досудебного расследования)», - цитируют украинские СМИ.

Вот так запросто – «с нарушением регламента», и без «анализа целесообразности». Пришли дикие обезьяны, понажимали на кнопочки по принципу «а что будет, если на красненькую пимпочку надавить? А синенькую? Ухтышка, прикольно!» И судя по результату, этих мартышек в Раде большинство, ведь законы принимаются!

За две недели до вступления пакета поправок в действие, депутаты обнаружили, что «анализ правоприменения УПК в практической деятельности правоохранительными органами выявил определенные недостатки в этой сфере». И создали 5 подгрупп, с целью разобраться, может ли это все работать. А куда торопиться-то? Депутат спит, зарплата идет.
Глава Нацполиции Сергей Князев 1 марта, во время заседания Комитета Верховной Рады по вопросам законодательного обеспечения деятельности правоохранительных органов, заявил, что если в Уголовный процессуальный кодекс до 15 марта не будут внесены изменения, то работа правоохранительной системы будет парализована.

В частности, сотрудники всех следственных подразделений областной полиции будут обязаны обращаться с ходатайствами о применении мер обеспечения уголовного производства только в один суд, расположенный по месту расположения Главного управления Нацполиции в отдельной области. Речь идет, к примеру, о ходатайствах для получения разрешения для проведения обысков, временного изъятия имущества, наложение ареста, избрание меры пресечения и прочего.

Так, все следственные подразделения города Киева и Киевской области должны обращаться исключительно в Шевченковский районный суд города Киева - по месту нахождения юридических лиц полиции в городе Киеве и Киевской области. Этим же судом будут рассматриваться все ходатайства следователей СБУ и ГФС. Следователи из сел и райцентров должны будут ехать за каждой бумажкой в суд, расположенный в областном центре, и ждать ответа неделями. Никакие расследования уголовных дел проводиться не смогут, так как любой подозреваемый за любезно предоставленные ему народными депутатами недели до начала следственных действий или ареста сможет уничтожить все улики и оказаться за пределами не только области, но и страны.

Кроме того, не следует забывать об «основном тезисе» поправок Лозового – значительном сокращении сроков расследования.

«При отсутствии переходных положений в части принятия решения по уголовным производствам, начатых до вступления в силу Закона, подлежат одновременному закрытию как минимум 700 - 800 тысяч уголовных производств», - сказал Князев и добавил, что это противоречит доктрине уголовного права, предусматривающей сроки давности привлечения к уголовной ответственности.

Глава Нацполиции опасается, что нарушение конституционных прав граждан и сторон уголовного производства, права на судебную защиту, приведет к увеличению количества жалоб от граждан в Европейский суд по правам человека.
Наверное, столкнувшись с возникшим благодаря их усилиям коллапсом, народные депутаты найдут минутку драгоценного времени, чтобы проголосовать, как минимум, за отсрочку вступления в силу принятых поправок. До выяснения и экспертных оценок соответствующих комитетов. До того момента, как они закончат рассматривать остальные изменения в законодательстве, касающиеся этой сферы.

Но в целом, непрофессионализм людей, оказавшихся «у руля» большой страны с многомиллионным населением, поражает. Все «избранники» слишком заняты поиском возможностей дополнительного личного обогащения, чтобы еще и думать, чем выльется для миллионов людей их «руководство» на грани идиотизма.

С 15-го марта в Украине станет не только страшно жить, но и «вкрай моторошно» умирать.

Наталка Nik
Tags: жизнь на Украине, украинская власть
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments