Глава НБУ Валерия Гонтарева, выступая на симпозиуме с громким названием «Украина: освобождение от постсоветского наследия», заявила, что экономика страны достигла своего дна. Несмотря на то, что звучит это весьма пессимистично, Гонтарева своими словами хотела обнадежить присутствующих – падение экономики остановилось, а вскоре начнется и ее рост.
В 2014 падение ВВП Украины составило 6,8%, и это без учета потри Крыма и части территории Донбасса. В нынешнем году, по данным НБУ, ожидается снижение реального ВВП еще на 7,5%. Зато в 2016 регулятор прогнозирует рост в 3%. «Точку невозврата мы уже прошли - 2014 год стал для Украины и для всего украинского народа переломным», - заявила Гонтарева. По ее словам, восстановление экономики ожидается в первую очередь за счет позитивного влияния чистого экспорта и использования производственных мощностей. Во втором квартале 2015 года, по мнению НБУ, произойдет оживление потребительского и инвестиционного спроса.
На чем Гонтарева основывает свои относительно радужные прогнозы, не совсем понятно. По официальным данным украинского Госстата, никаких признаков улучшения не наблюдается. Индекс промышленной продукции в январе-марте 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 78,6%, индекс строительной продукции – 68,7%. Объем сельскохозяйственного производства упал на 4,7%. Зато потребительские цены с начала года выросли на 20,3%, а уровень безработицы составил 9,7%.
Показательно, что главные финансисты и экономисты «незалежной» в качестве главного позитива приводят аргумент «хуже уже не будет». 26 апреля в таком же духе высказался министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус. Он также пообещал, что «худшая точка экономического падения уже пройдена», Украина достигла дна, а дальше страна начнет подниматься. Например, он спрогнозировал, что «незалежная» взлетит на 20 позиций в международном рейтинге ведения бизнеса, что приведет к притоку инвестиций.
Еще месяц назад о «дне» говорила и американо-украинская глава Минфина Наталья Яресько. 1 апреля она пообещала, что в третьем и четвертом кварталах все будет «идти к лучшему». Но экономисты сомневаются, что даже у такого умеренного оптимизма есть основания.
- Достаточно посмотреть на официальную статистику Госстата, чтобы убедиться, что до дна еще далеко, - говорит директор Украинского аналитического центра Александр Охрименко. - За первый квартал 2015 падение промышленного производства составило 24% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Даже сельское хозяйство упало почти на 5%, хотя оно у нас всегда демонстрировало хорошие темпы роста. Розничная торговля сократилась на 26%, обрушилась строительная отрасль, и так далее.
«СП»: - Так может дальше падать уже некуда, потому и говорят о дне?
- Нет, не бывает такого, что «некуда падать». В экономической науке дно кризиса – это когда падение останавливается и ситуация остается фиксированной несколько месяцев. То есть только если мы выйдем на 0-2% падения экономики и удержимся на этом показателе, можно будет говорить о достижении дна. После этого возможен какой-то рост. Самое смешное, что Яресько – обладатель степеней МВА, ВВА, а такой элементарщины не знает.
Хотя, по большому счету, все они прекрасно понимают, что дна нет. Но им нужно сказать что-то позитивное, вот они и говорят. Темпы падения немного замедляются, но до дна еще очень далеко.
У наших экономистов есть такая черта – они делают заявления, но не подкрепляют их цифрами. А если уж и называют цифры, то перекручивают до невозможности. Но со статистикой не поспоришь, тем более с официальной. По данным Госстата, нет ни одного сигнала, что мы достигли дна. То, что они делают громкие заявления, не ссылаясь на конкретные цифры, говорит только о том, что люди серьезно к своим словам не относятся.
«СП»: - А как быть с заявлением Гонтаревой о том, что в 2016 году экономика Украины вырастет на 3%?
- Скорее всего, и в 2016 мы будем видеть падение. Лучшее, на что можно надеяться в будущем году, – это выход на ноль и достижение того самого «дна».
В прошлом году нам тоже обещали, что в 2015 ВВП увеличится на 4%. Если бы кто-то задал Гонтаревой вопрос, на основании каких факторов она делает вывод о росте ВВП в 2016 году, думаю, она бы замолчала. За этими словами не стоит ни малейшего анализа.
Если бы она сказала, что экономика вырастет, допустим, потому, что на 20% выросло кредитование (которое на самом деле стоит) или строительный сектор, это было бы логично. Но все заявления о росте делаются без ссылок на конкретные отрасли или сферы экономики. В этом случае Гонтарева просто надеется, что все скоро забудут про этот саммит и ее слова.
Слова о «позитивном влиянии чистого экспорта» - это просто слова, выдернутые из учебника, которые показывают, что она не владеет ситуацией.
«СП»: - А какие реальные перспективы на 2016 год?
- Пока только падение. Кредитование стоит намертво, банки разоряются, бизнес сворачивается. Все взаимосвязано: банки закрываются, бизнес теряет деньги на расчетных счетах и не знает, что делать дальше. Падение розничных продаж говорит о том, что покупательная способность населения резко падает. Любой экономист знает, что если отсутствует покупательная способность, о каком-то росте говорить не приходится.
Кроме того, по официальной статистике за первый квартал 2015 экспорт упал на 35%. Гонтарева, правда, заявила, что упал экспорт-брутто, а вот чистый – вырос. Это смешно. Потому что чистый экспорт и рассчитывается из брутто, который упал. Снижаются показатели даже сельского хозяйства. Есть большие проблемы с экспортом мяса, продажей молочной продукции. Так что предпосылок для роста пока не просматривается.
«СП»: - На чем вообще основываются украинские финансисты, когда говорят о росте экономики?
- На Украине есть такой хороший научный метод, называется «Каталог стеля». В последнее время его использовали и Яресько, и Гонтарева.
«СП»: - А что это за метод?
- На самом деле это шутка, «стеля» на украинском языке означает потолок. Так вот «Каталог стеля» - это когда с потолка берутся абсурдные слова и делается вид, что что-то происходит.
А по объективным данным, безработица выросла, растет задолженность по заработной плате. Компании, которые еще как-то работают, не знают, что будут делать летом. У них резко сократилось количество заказов, и они раздумывают, проводить ли сокращения. Даже большие «монстры» находятся в подвешенном состоянии. Они не могут принимать решения или что-то прогнозировать в этом хаосе. Они работают «с колес». О каком росте может идти речь, учитывая эти факторы? Нужна стабильность. Только тогда может начаться какой-то рост и выход из кризиса.
Независимый украинский аналитик Виктор Пироженко также прогнозирует дальнейшее ухудшение ситуации в экономике Украины.
- Нет никаких предпосылок для того, чтобы делать выводы о перспективах улучшения в экономике, равно как и о том, что падение уже достигло дна. Во-первых, продолжается свертывание производства в результате разрыва кооперационных промышленных связей с Российской Федерацией. Напомню, что Украина ввела санкции против России, в частности, прекратила сотрудничество в сфере ОПК. РФ, в свою очередь, отказывается от украинской продукции, постепенно развивая импортозамещение.
Одно только это ведет к тому, что экономика продолжит падать. Разрыв связей с Россией сказывается, в первую очередь, на высокотехнологичных и высокодоходных отраслях с точки зрения экспорта, таких, как машиностроение, металлургия, космическая отрасль, не говоря уже об оборонной промышленности.
«СП»: - Многие эксперты говорят, что Украина сознательно проводит курс на деиндустриализацию, делая ставку на аграрный сектор, может, к этому и идет?
- Тем не менее, сельское хозяйство тоже находится в кризисе. В экономике все взаимосвязано. К примеру, глубочайший кризис в химической отрасли привел к тому, что резко сократилось производство удобрений. Их попросту не хватает. Эксперты уже сейчас прогнозируют низкий урожай и падение объемов производства агропродукции.
И, конечно, на общем состоянии экономики сказывается потеря части предприятий, которые находятся в зоне так называемой «АТО». А из-за того, что там же осталась большая часть шахт, Украина уже год живет в состоянии энергетического кризиса.
Не способствует улучшению экономической ситуации и то, что кризис заметно сказывается на всех отраслях, ориентированных на экспорт. Машиностроение и высокотехнологичная продукция перестала идти в Россию, а экспорт агропродукции в Евросоюз тоже сократился. Это ведет к падению валютных поступлений. И решить эти проблемы при нынешнем курсе страны невозможно в принципе.
Этот список проблем в экономике Украины можно продолжать до бесконечности. Даже малейших предпосылок того, что страна достигла дна, нет. Падение будет продолжаться и дальше. Улучшений не просматриваются не то, что в следующем году, но даже в среднесрочной перспективе.
«СП»: - Но какие-то пределы падения есть?
- Пределов нет. Конечно, нельзя утверждать наверняка, зато можно констатировать общую тенденцию, исходя из множества исходных факторов. И все они свидетельствуют о дальнейшем ухудшении. Падение промышленности может привести к тому, что на Украине останется только кустарное производство и элементарное производство в пищевом секторе. Отсутствие поступлений валютной выручки будет вести к постоянным финансовым проблемам и невозможностью рассчитываться с долгами.
Покупательная способность населения продолжит падать. В особенности это касается среднего класса, который сильнее всего страдает от кризиса. То есть макроэкономические показатели Украины продолжат ухудшаться. Это неизбежно будет сопровождаться ростом социального недовольства и протестов вроде выступления шахтеров, которое мы наблюдаем в эти дни в Киеве.
Снимок в открытие статьи: глава Национального банка Украины (НБУ) Валерия Гонтарева (справа) на заседании Верховной Рады Украины.Фото: Иван Коваленко/Коммерсантъ
Источник: Свободная Пресса
Знайте БОЛЬШЕ! Всегда масса проверенной информации, эксклюзивные интервью, аналитика, свидетельства очевидцев...