Российские компании приостановили поставки нефтепродуктов в Белоруссию. Как говорят источники «Газеты.Ru», это связано с тем, что белорусская сторона нарушает договор о поставках топлива в Россию. Поведение Минска понятно: продавать бензин в Европу гораздо выгоднее, он стоит там в 2,5 раза дороже.
В частности, из протокола следует, что вице-премьер России Аркадий Дворкович поручил Министерству энергетики, Минфину и Федеральной таможенной службе доложить о причинах резкого увеличения экспорта нефтепродуктов дочерних предприятий «Газпрома» и «Татнефти» в Белоруссию, а также представить копии документов и расчетов, связанных с уплатой таможенной пошлины при осуществлении поставок и потерях бюджета от них. В связи с этим компаниям было рекомендовано заморозить поставки до рассмотрения российским правительством затребованных документов.
Пресс-секретарь Аркадия Дворковича Алия Самигуллина подтвердила «Газете.Ru», что на комиссии действительно поднимался вопрос ограничения поставок российского топлива в Белоруссию. «Однако это не было рекомендацией Дворковича, это было именно решением комиссии», — подчеркивает Самигуллина.
В «Газпроме» говорят, что компания сейчас готовит ответ для Минэнерго. «Объем поставки нефтепродуктов дочерними предприятиями «Газпрома» в Белоруссию в 2015 году вырос в связи с благоприятной конъюнктурой», — пояснил представитель газовой монополии, однако каковы сами объемы, не уточнил.
С «Татнефтью» связаться не удалось.
Белоруссия беспошлинно закупает российскую нефть и поставляет России взамен нефтепродукты. Традиционно доля белорусского бензина на российском рынке составляет 3–5%. Однако в январе 2016 года страна поставила восточному соседу лишь 239 т нефтепродуктов (0,2% от уровня прошлого года). В феврале поставки прекратились вообще. Кстати, ранее Белоруссия приняла на себя обязательства по поставкам в Россию не менее 1 млн т автомобильного бензина, полученного из 24 млн т, которые ей в текущем году должна поставить Россия. Объем поставок нефтепродуктов из России в Белоруссию не раскрывается.
Белорусский вице-премьер Владимир Семашко в начале февраля говорил, что для Белоруссии в текущей ситуации поставлять бензин в Россию означает работать «глубоко в убыток».
Это неудивительно, ведь в Россию белорусы продают свой бензин за рубли, тогда как экспортировать топливо можно за евро. Учитывая падение курса рубля по отношению к европейской валюте, разница весьма ощутима.
Если в России на начало марта средняя по стране розничная цена бензина Аи-95 составляла 36,8 руб. за литр, или около €0,48, то, например, в Германии литр аналогичного топлива стоил уже €1,22.
Белоруссии сейчас нужны деньги для поддержки экономики: за прошлый год золотовалютные резервы страны сократились на $883,3 млн и на 1 января составили $4,1758 млрд. За январь они снизились еще на $149 млн.
Следует отметить, что Россия пока не стала «наказывать» Белоруссию за нарушение условий поставки нефтепродуктов сокращением поставок нефти.
«Теперь какую-то долю нефтепродуктов, которые можно было продать за рубеж, Белоруссии придется оставить для насыщения собственного рынка», — поясняет эксперт.
Минск уже не в первый раз нарушает «нефтепродуктовые» договоренности с Россией. Ранее условия поставок российской нефти в Белоруссию предполагали, что при экспорте нефтепродуктов, полученных из этой нефти, экспортная пошлина будет перечисляться Минском в бюджет России. В 2011–2012 годах разгорелся скандал, связанный с тем, что Белоруссия продавала в Европу автомобильное топливо под видом разбавителей и растворителей, что позволяло уходить от выплаты пошлин. Формально эта практика была прекращена в 2012 году, однако, по неофициальным данным, она продолжалась до конца 2014 года.
Алексей Топалов