Молчит российское кино, никак не реагируя на потрясения последних двух с половиной лет.
Присоединение Крыма, русские добровольцы на Донбассе, «ежедневные подвиги» наших военспецов и лётчиков в Сирии — всё проходит мимо российского массового кино.У нас нет киногероев, экранные жизни которых будут вмонтированы в реальные события... или в реальные судьбы.
Про Крым есть смешная, наивная, но искренняя киноподелка местных тружеников «клавиатуры и телекамеры». Про Донбасс — два мелькнувших и забытых ныне телефильма, не дотягивающих даже до прилагательного «художественный». В одном обыграна судьба Грэма Филлипса (западный журналист, который «увидел и осознал»), другой же телефильм посвящен нашим военкорам, погибшим от пуль и снарядов киевских силовиков.
И всё.
По сравнению с ситуацией в Соединённых Штатах Америки и её «патриотическим агитпропом», реагировавшим на Ирак и Афганистан, ВМВ и Вьетнам, ситуация ужасающая.
Мы остались без киногероев. Хотя их реальных прототипов, на которых не оскудела земля российская, хватает в избытке.
Это при том, что тому же конфликту в Чечне ранее был посвящён ряд неплохих фильмов. Следует отметить, что, в отличие от отвратительной украинской «Гвардии», в них нет тошнотворной «дегуманизации» местного населения. «Грозовые ворота», «Прорыв» 2006-го года, «Чистилище» ещё не свихнувшегося на русофобии Невзорова, «Война» Алексея Балабанова — при всём различии в своих идеологических посылах волей-неволей рассказывают про события на Северном Кавказе и если не воспитывают патриотизм, то пробуждают интерес к этой теме.
Но события последних двух с половиной лет в массовой культуре не отображены никак, кроме, пожалуй, документалистики.
Происходящее удивительно при том факте, что российские граждане (и наши соотечественники за рубежом) уже давно сформировали свой запрос на героизацию присоединения Крыма, Сопротивления на Донбассе и борьбы с ваххабизмом в Сирии. И это помимо нового всплеска интереса к Великой Отечественной Войне и явного отторжения к антисоветской и антироссийской пропаганде.
Нам нужно патриотическое массовое кино. Без него никак.
Должен быть шпионский триллер про «ещё не известные подробности» крымских событий, и героическая сага про добровольцев на Донбассе. «Апрельское восстание», Зеленополье, Иловайский котёл и Дебальцево, луганский и донецкий аэропорты — это можно и нужно осветить для массового зрителя.
Без реверансов. Как американцы. Мы и «они». Почему мы правы и почему победим. Повторюсь — в этом направлении дорожка проторена не нами и ожидающиеся«обвинительные голоса»получат наш полновесный упрёк в двойных стандартах.
Вызывает недоумение этот вакуум в идеологической составляющей. На ум приходит сакраментальное «С кем вы, мастера культуры?», хотя обвинять «творцов», конечно, дело пустое и глупое. Заказ формирует общество - и вы, читающие сейчас эти строки, в том числе.
Ведь именно гражданский протест против переписывания истории Великой Отечественной войны (точнее, вываливание на зрителя озлобленно-реваншистской позиции «побежденных» в фильмах, статьях и книгах) и привёл в конечном счете к «Брестской крепости» (2010) и созданию краудфандинговой ленты «28 панфиловцев».
«Нет времени объяснять»
Зачем это необходимо - расписывать долго, хотя мои тезисы, я уверен, очевидны. Распространяться на тему необходимости патриотического «массового кино» (боевик, триллер, драма, фантастика, комедия и псевдодокументалистика) не вижу смысла. За меня всё объяснит существующая десятилетиями американская кинопродукция, которая прославляет в сложных и не очень кинолентах то, что необходимо ИХ стране.
Но это ИХ страна, ИХ идеалы, которые, к тому же, импортируются к нам в условиях нашего идеологического вакуума в этой сфере.
А кто покажет российской аудитории НАШУ точку зрения? Кто отобразит в массовой культуре действия России и её граждан в выгодном свете? Чем мы, чёрт побери, хуже американцев? Ведь нам не нужно выдумывать героев в аляповатых ярких костюмах и помещать их в вымышленные города. У нас хватает героев реальных - и «былых времён», и современных. Живших рядом с нами и ходивших по улицам наших городов.
И игровая индустрия. Ханжеское «войну в компьютерных играх размещать нельзя»я отметаю сразу. Тут всё просто. Или наши подростки будут виртуально пилотировать «сушки» наших ВКС в виртуальном сирийском небе, штурмовать Донецкий аэропорт и освобождать Пальмиру — или будут играть в Call of Duty, открывая огонь по российским солдатам. Или, как в Company of Heroes 2, управлять подразделениями РККА, сжигая советских людей в избах (под соусом «той самой исторической правды»).
Я не надеюсь вышеизложенным текстом «достучаться» до массовой аудитории или определённых лиц, «решающих» такие вопросы. Но думается мне, что если я обращу внимание на проблему, ещё кто-либо (более известный и читаемый) и подобную «волну» подхватят и выставят как гражданское требование — в этой ужасающей ситуации наступит перелом.