Россиян и украинцев объединяет вера в то, что их накопившиеся проблемы кто-то сможет в кратчайшее время решить за них.
Для украинцев такой силой до недавних пор был Евросоюз, в котором, как они полагали, капиталистический коммунизм — т.е. всё как при коммунизме, но без присущих ему перегибов. Теперь вера в это осталась, полагаю, только у безнадёжно контуженных евромайданом и украинством.
Остальные, наверное, пребывают в глубочайшей депрессии.
У россиян же, похоже, если верить федеральным СМИ, качающим тему нескончаемых перемог, есть вера в Владимира Путина — светлого царя, которому мешают работать злые бояре, держащие его в неведении, и Трампа Всемогущего. Вот если Трамп победит на выборах в США, то они наконец-то оставят Российскую Федерацию в покое и россияне просто смогут жить в своё удовольствие.
А вот и нет. Мир упрямо валится в тартарары и у этого есть вполне объективные причины: капитализм охватил весь мир, все доступные рынки поделены между капстранами, в мире появились новые центры силы, а старые державы хотя и ослабели, но не желают уступать своё первенство в деле эксплуатации капиталистической периферии.
И что вера в ЕС, что вера в доброго царя или Трампа — проявления инфантилизма. Однако излечиваться от него ни один народ в мире добровольно не желает. От инфантилизма и мифологического мышления излечиваются в результате кризисов и потрясений. Конечно, если потрясения не хоронят страны и народы.
И когда россиян, чей разум попал в плен к телевидению, захлестнёт разочарование в шоу-политике, они погрузятся в депрессию, в какой сейчас пребывают жители Украины.
И даже тогда украинцы и россияне будут одним народом. И выкарабкиваться из кризиса крушения постсоветских государств всё равно придётся вместе.
Просто мы Единая Страна и единый народ.
О мифологическом мышлении элит
Российский и украинский правящие классы крайне похожи в своём подходе к экономическому развитию подвластных территорий. Казалось бы, простейший способ роста благосостояния стран — развитие своей обрабатывающей промышленности и постепенное вытеснение импорта с помощью разумных протекционистский мер в виде, в первую очередь, нетарифных способов регулирования. Для этого нужно разработать внятный план, сконцентрировать деньги и начать реиндустриализацию.
Вместо этого власть, что на Украине, что в России продвигает что угодно, только не создание обрабатывающей промышленности. Вместо заводов — новый Шёлковый путь, вместо индустрии — концепция сперва энергетической сверхдержавы, а затем проект «аграрной сверхдержавы». К слову, «аграрная сверхдержава» — это не Украина, которой данную роль примерял бывший посол США Джеффри Пайетт, а Российская Федерация. В программе правящей партии данная фраза служит оглавлением к разделу о развитии сельского хозяйства.
В общем, что украинские власти, что российские являются носителями мифологического мышления. Либеральная оппозиция вместо продвижения модернистского проекта с заводами и пароходами, предлагает другой набор мифов — постиндустриальное общество.
И самое печальное то, что все проекты развития стран, действующие в рамках логики модерна правящим классом, как выгодополучателем текущей экономической политики, игнорируются, а люди с критическим складом мышления — отвергаются.
Иван Лизан