Финансовая сфера Украины, в отличие от значительной части украинского населения, всегда была равнодушна к политике, патриотизму, майданным лозунгам, революционной эйфории и красивым выступлениям с высокой трибуны высокопоставленных украинских чиновников.
Украина переполнена загадочными и труднообъяснимыми явлениями. Особенно в финансовой сфере. Ведь не секрет, что последний раз Киев получил от МВФ кредит летом 2015 года, тем не менее, как сообщило Министерство финансов, общая сумма государственного и гарантированного государством долга Украины на конец июля выросла до 67,116 млрд. долл. США. Это на 6,1% выше показателя на начало года.
Похоже, что украинское руководство мастерски овладело искусством увеличения долгов страны даже тогда, когда стране в долг уже никто не дает. Впрочем, финансовая сфера Украины, в отличие от значительной части украинского населения, всегда была равнодушна к политике, патриотизму, майданным лозунгам, революционной эйфории и красивым выступлениям с высокой трибуны высокопоставленных украинских чиновников. Финансовая сфера Украины не поддавалась на политическую пропаганду, и от всего происходящего в стране впадала в шок, сильнее заваливаясь на бок при каждом новом витке "священной войны" Киева с Москвой.
Накануне свержения Виктора Януковича (в феврале 2014 года) общая сумма государственного и гарантированного государством долга Украины составила 73 млрд. долл. США. В декабре 2014 года она снизилась до 69,7 млрд. долл. Ну а в июне 2016 замерла на отметке в 67 млрд. На первый взгляд "перемога" майданного правительства очевидна.
Долг государства уменьшился за несколько революционных лет на 6 млрд. долл. Однако проблема в том, что в данном случае "зрада" притаилась в золотовалютных резервах Украины, без которых госдолг рассматривать бессмысленно. Если в январе 2014 года золотовалютные резервы страны достигали 20,4 млрд. долл. США, то уже в марте 2015 года они составили 5,6 млрд. (!) То есть за первый революционный год Украина потеряла три четверти своих золотовалютных резервов. Самое интересное в этой загадочной истории то, что никто не знает, куда испарились 15 млрд. долл.
Достоверно известно только то, что они не пошли на погашение долгов. Где сейчас эти деньги, знает лишь Господь Бог и Арсений Петрович Яценюк. Похоже, что Украине с этими миллиардами надо навсегда попрощаться. А ведь пропавшие украинские золотовалютные резервы вполне сопоставимы по своим размерам с тем кредитом МВФ, который украинское правительство так хочет, но никак не может получить. Впрочем, стоит отметить, что на фоне испарившихся 15 миллиардов, на первый взгляд, очень позитивно выглядит тот факт, что уже в январе 2016 года золотовалютные резервы Украины увеличились до 13 млрд. долл.
Однако, тот, кто решил, что страна накопила валюту благодаря тому, что начала интенсивно работать и зарабатывать под мудрым руководством постмайданной власти, ошибся. Закрома Родины наполнились долларами лишь после того, как в апреле 2015 года МВФ предоставил Украине первый транш нового кредита. Только после этого украинские золотовалютные резервы начали расти, достигнув отметки в 13 млрд. Таким образом, по сути, значительная часть золотовалютных резервов Украины это – составная часть украинского государственного долга.
Также стоит отметить, что к полученным от МВФ средствам украинское правительство добавило ещё ту валюту, которую оно смогло "отжать" правдами и неправдами на внутреннем финансовом рынке путём организации валютных аукционов. Т.е. увеличение украинских резервов осуществлялось, опять-таки, не за счёт поступлений в бюджет иностранной валюты от экспорта произведённых Украиной товаров и услуг, а благодаря манипуляциям на финансовом рынке.
На основании вышеприведённых фактов можно сделать три главных вывода. Во-первых, несмотря ни на что, государственный долг Украины продолжает расти. Во-вторых, в валютных закромах нашей Родины лежат чужие деньги, которые когда-то надо будет отдавать. И, в-третьих, на данный момент украинское государство неспособно зарабатывать иностранную валюту.
Правительство лишь может печатать гривну и обменивать её на доллары. И больше ничего. К этому надо добавить, что сокращение общего государственного долга Украины на 6 млрд. долл. было достигнуто не путём выплат, а путём реструктуризации и списания части государственного и гарантированного государством долга. Кредиторы списали Украине 20% номинальной стоимости её долгов, а также реструктуризировали 19,1 млрд. долларов из 22,2. На оставшиеся 3 млрд. долларов, в виде еврооблигаций, был наложен мораторий, и выплаты по ним сейчас не осуществляются.
Произошло это благодаря изменению условий предоставления кредитов, которые существенным образом ухудшили позиции Украины. Около 19 млрд. долларов стране всё равно придётся отдавать. И выплаты начнутся в 2019 году. Причём по новым облигациям выплачивается в среднем 7,75% годовых против 7,22%, которые надо было платить ранее. Как заявил украинский министр финансов Александр Данилюк, Украина должна будет выплатить по долгам до 2020 года 18 млрд. долларов. При этом министр отметил, что эти выплаты будут осуществлены путём привлечения новых средств на внешних рынках заимствований.
Данный подход в решении финансовых проблем Украины обусловлен глубокой экономической стагнацией, в которой продолжает пребывать наша страна. Об этом свидетельствует статистика. Согласно данным Госстата, в первом квартале 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года объемы украинского экспорта сократились более чем в два раза.
Прежде всего, это произошло в связи с катастрофической потерей рынков всего СНГ. Так за первый квартал этого года (по сравнению с 2015 г.) украинский экспорт в Азербайджан сократился на 61,9%, в Таджикистан – на 59,4%, в Туркменистан – на 58,9%, в Казахстан – на 49,3%, в Узбекистан – на 40,4%, в Россию – на 38,3%, в Грузию – на 33,0%, в Армению – на 21,1%, в Беларусь – на 15,5%.
В целом сокращение экспорта украинских товаров в страны Кавказа и Средней Азии за первый квартал 2016 года составило в среднем 48%, а с отдельными государствами достигло показателя 70%. При этом оказалось, что зона свободной торговли с Евросоюзом в принципе неспособна компенсировать финансово-экономические потери Украины от сознательного разрыва ею производственных и торговых отношений со странами ЕАЭС. Например, за первый квартал 2016 года Украина полностью исчерпала девять квот беспошлинного экспорта сельскохозяйственной продукции в ЕС.
По остальным же товарным позициям украинская продукция не отвечает требованиям санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля. На днях генеральный директор и основатель Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко сообщил о том, что "Евросоюз отказался от украинской молочки… Всем известно, что на Украине разбавляют молоко – это не самое страшное. Гораздо страшнее то, что мы пичкаем животных антибиотиками.
И эти антибиотики – в молоке". При этом он отметил, что на Украине ни один производитель не поставляет продукцию, которая соответствует европейским стандартам качества. Так, в конце апреля была осуществлена пробная поставка в Болгарию, но она оказалась забракованной. "Есть квоты на поставку украинских молочных продуктов в ЕС, но ни одна тонна молока не соответствует стандартам. Украина не будет поставлять молочку в Европу", – заявил глава Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей.
Правительство Украины пытается уговорить Евросоюз увеличить для неё квоты. Но безуспешно. Европе не нужна украинская продукция. Кроме того провалилась попытка диверсификации экспорта. Выйти на новые рынки Украина не смогла. Если до недавнего времени, на фоне обрушения промышленного производства, была надежда на развитие сельского хозяйства, то теперь её практически нет. Сельхозпроизводство также пребывает в стагнации.
Об этом, к примеру, ярчайшим образом свидетельствует экспорт украинской свинины. По данным продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) и ЕБРР, за 5 месяцев 2016 года экспорт украинской свинины упал в 19 раз. За границу продали только 1,2 тыс. тонн против 23 тыс. тонн годом ранее. Не весёлая ситуация и с говядиной.
Её экспорт тоже сокращается. По итогам 6 месяцев 2016 г. он уменьшился в 2,4 раза (до 9 тыс. т). Подобное положение дел обусловлено не только проблемами технологического характера, но, прежде всего, потерей традиционных для украинского сельского хозяйства внешних рынков и неспособностью Украины найти новые. На данный момент сельскохозяйственное производство спасают лишь хорошие урожаи зерновых.
Судя по всему, именно в связи с вышеописанной экономической ситуацией, международное рейтинговое агентство Fitch на днях ухудшило прогноз относительно роста экономики Украины по итогам 2016 года, снизив его до 1% против ранее озвученного показателя в 2%. При этом отечественные эксперты крайне скептично отнеслись к прогнозу Fitch. По их мнению, в стране нет предпосылок для экономического роста, а поэтому прогнозы данного рейтингового агентства слишком оптимистичны.
Вероятнее всего украинский экономический рост в 2016 году будет нулевым. И здесь возникает закономерный вопрос: если экономический рост в ближайшее время не намечается, то кто из иностранных кредиторов, будучи в здравом уме и твёрдой памяти, предоставит украинскому правительству новые кредиты для выплаты 19 миллиардов долларов? Ведь очевидно, что Украина некредитоспособна. Очень похоже на то, что нынешние 67 млрд. долл. украинского государственного долга в скором времени могут превратиться в гораздо большую сумму.
Ведь украинское руководство овладело искусством уничтожения отечественной экономики и умеет увеличивать долги страны даже тогда, когда стране в долг уже никто не даёт.
Андрей Ваджра