Адепты этой картины мира могут объяснить практически всё происходящее их противостоянием, борьбой, рассуждают о «победах» и «поражениях» каких-то из них.
В реальности же всё обстоит одновременно и сложнее, и проще. Естественно, что власть не является монолитной ни в одном государстве. Она состоит из какого-то количества групп, выражающих интересы различных частей общества, и согласованная государственная политика вырабатывается путём поиска решения, устраивающего как минимум большинство из них.
При этом каждая из этих групп старается расширить собственную электоральную базу, тем самым увеличивая собственную значимость во внутриэлитных переговорах.
Можно спорить о том, что первично – сложившиеся ли общественные структуры делегируют своих представителей во власть или же возникшие элитные группы ищут «своих» избирателей, но этот диспут сродни давнему философскому вопросу о том, первично ли яйцо или курица.
Объективная же реальность заключается в том, что в данный момент она устроена именно таким образом. Но, разумеется, не бывает таких решений и такой политики, которая бы устроила абсолютно всех. В любом случае остаются недовольные – в том числе и среди рядовых граждан – желающие иного решения принципиального для них вопроса.
В современных российских реалиях это зачастую принимает форму популярного мема «Путинслил». Не стоит впадать в противоположенную крайность и огульно обвинять их в работе на «пятую колонну», «госдеп» и прочих.
Уверена, многие из них искренне считают выбранный путь развития ошибочным, результатом которого будет или крах России, как государства, или, в крайнем случае, проигрыш в геополитической борьбе и переход в группу второразрядных государств с ограниченной субъектностью.
Они мыслят категориями Холодной войны, моделями одно- или двуполярного мира, старыми добрыми лозунгами о «Догнать и перегнать Америку».
Для сторонников подобных взглядов единственным успехом может служить безоговорочная победа над «заклятым партнёром» в лице США и утверждением России на месте побеждённого.
Поэтому заявление Путина о том, что Россия не стремится к статусу сверхдержавы, они уже воспринимают как капитуляцию. Для них борьба против концепции «Пакс Америка» может считаться успешной исключительно в варианте построения «Пакс России».
Концепция же многополярного мира, подразумевающая отсутствие «сверхдержав» как таковых, ими априори рассматривается как пораженческая.
В современной действительности же поражением заканчивается попытка примерить на себя роль «мирового жандарма», что мы можем видеть на примере новейшей истории тех же США.
В которых, разумеется, это столь же ясно понимают многие представители как элит, так и рядовых избирателей. Рост популярности именно этой парадигмы мы можем наблюдать, следя за развитием нынешней президентской гонки в США. Наибольшие электоральные симпатии получают те кандидаты, которые выступают за дружественные и равноправные отношения с остальными полюсами нового многополярного мира – в том числе и с Россией.
В складывающихся условиях нужно понимать, что условное соперничество с Америкой сейчас оптимальнее переводить в плоскость поддержки сил, выступающих за подобный путь развития своей страны.
Перефразируя известное высказывание, «Клинтоны приходят и уходят, а американский народ остаётся». Или, если хотите, поддерживать ту «Вашингтонскую башню», которая настроена на сотрудничество с Россией, Китаем и прочими субъектами.
Ярким примером результативности такого подхода являются договорённости по Сирии. Да, мы видим попытки «вашингтонских ястребов» торпедировать их ещё до начала практической реализации, но противостоять этому и поддерживать тех политиков в Вашингтоне, которые действительно являются нашими партнёрами – задача нашей дипломатии. И задача эта решается с блеском.
Ведь Сирия – это можно сказать, проба пера. Если решение столь сложного конфликта будет успешным, то наработанные принципы можно будет принимать за основу и в прочих «горячих точках». Разумеется, не перенося механически, а используя работающую методологию, учитывая региональную специфику.
Хотя на примере Украины можно найти очень много общего – тот же принцип отделения «агнцев от козлищ», когда адепты УГ – все эти Айдары, Азовы, ПС-ы, запрещённые в России, как и их близнецы из ИГ – объявляются вне закона и подлежат денацификации, а среди «умеренных», не запятнавших себя преступлениями, отбираются кандидатуры, готовые воплощать в жизнь Минские соглашения.
Разумеется, Россия не может проводить свою политику без учёта обстоятельств, складывающихся у других геополитических субъектов. «Сферический конь в абсолютном вакууме» бывает лишь в мечтах крайне ограниченных людей, любящих в сложнейших вопросах рубить с плеча и давать советы «космического масштаба и космической же глупости».
Необходимо учитывать и внутриполитические расклады наших «партнёров», и интересы союзников, и ещё множество факторов.
Поэтому ожидание радикальных действий на международной арене столь часто не оправдывается, зато предпринятые несут максимальный эффект.
О своём видении возможных решений в самом волнующем нас вопросе – Новоросии и Украине – я порассуждаю в своём следующем материале.
Алёна Бабинина для «ВосходИнфо»