Конфликт в руководстве США по поводу внешнеполитического курса страны достиг скандального накала и вышел наружу. Между разными представителями Вашингтона идут открытые аппаратные войны и диверсии, одни чиновники и ведомства США срывают работу других и даже напрямую саботируют политику, которую пытается проводить американский президент.
Особенно поражает то, что среди главных противников политики Обамы находится Пентагон и конкретно министр обороны Эштон Картер. Получается, что армия не только не выполняет приказы своего главнокомандующего, но и проводит активные диверсии, подрывающие его действия.
Последним таким примером стала бомбардировка авиацией НАТО сирийской армии Башара Асада именно в тот момент, когда перемирие, о котором против воли Пентагона договорились в Женеве Сергей Лавров и Джон Керри с благословения своих президентов. Очевидно, что целью этой неслучайной случайности был срыв перемирия и конкретно достигнутых соглашений. Это далеко не первый случай в практике США, однако наиболее вопиющий. Он показывает, что тренд идёт на обострение конфронтации американских элит и на глубокий раскол в правящей администрации. Фрондирующие «ястребы» от простого неподчинения переходят уже к прямым диверсиям. Вопрос в том, насколько вообще американский президент контролирует свою администрацию и способен проводить свою политику.
Пентагон бросает вызов Обаме
Катализатором противоречий в американском руководстве стал отказ от вторжения в Сирию в 2013-м году благодаря достигнутой договорённости с Москвой и Дамаском о ликвидации её химического оружия. Спустя два года ещё больше «подрезало крылья» американским «ястребам» появление российской авиации в зоне сирийского конфликта, которая немедленно начала решительные действия.
Последнее, надо полагать, вызвало особое бешенство у американских военных и ЦРУ: ведь Россия занялась примерно тем, что хотели делать они – начала летать над Сирией и активно уничтожать террористов (с той существенной разницей, что Пентагон и ЦРУ планировали уничтожать армию Асада). С точки зрения американской военщины, президент Обама, как слабак, так и не отдал приказа о начале активной военной операции, а президент Путин это сделал, и Россия на глазах у всего мира начала операцию в Сирию под носом у ВВС США. Причём быстро, эффективно и масштабно.
В результате летом 2016 года разразился первый громкий скандал внутри США: 17 июня 2016 года около 50 дипломатов Госдепартамента США через голову своего начальника, Госсекретаря Керри, написали секретное письмо президенту США, которое почему-то оказалось во всех американских СМИ. В нём дипломаты лицемерно упрашивают президента убедить их шефа Джона Керри сменить внешнюю политику по Сирии и отказаться от планов по мирному урегулированию в пользу военного решения проблемы.
Особое умиление вызывают в этом письме многочисленные сетования дипломатов на то, что Госсекретарь проводит «неправильную» политику. Эта американская вариация подхода «по просьбам трудящихся» имеет одну особенность: для авторов «секретного» письма не было секретом, как и ни для кого не является, что Джон Керри как раз и проводит политику президента Барака Обамы. Делая вид, что они критикуют решения Госсекретаря, дипломаты, представляющие в Госдепе «партию войны», фактически во всех СМИ объявили о прямом несогласии с политикой президента, да ещё и вдобавок не поленились разнести её в пух и прах.
Таким образом, чиновники Госдепартамента позволили себе невероятной наглости выходку - они напрямую подрывают политику президента США вместо того, чтобы проводить её в жизнь.
Спустя ровно три месяца, 17 сентября, внутренняя оппозиция в администрации Обамы позволила себе пойти ещё дальше: ради того, чтобы сорвать намечающееся перемирие и договорённости, достигнутые в Женеве 9 сентября, Пентагон пошёл на то, чтобы нарушить слово президента, которое тот дал, когда войска НАТО и США начали кампанию в Сирии против ИГИЛ (террористическая организация, запрещённая в РФ). А именно: Барак Обама гарантировал тогда, что эти войска не будут использоваться против армии Асада и законного правительства Сирии. Это уже не просто подковёрные игры политиков, а прямое неподчинение армии США своему верховному главнокомандующему.
Правда, потом всё было оформлено как случайная оплошность, а не преднамеренное убийство десятков военнослужащих регулярной армии Сирии: с невероятным цинизмом военные США и вслед за ними западная пресса назвали обстрел досадной ошибкой, мол, с кем не бывает. К тому же ошибку "разделили" с американцами военные Австралии, Великобритании и Дании. Таким образом, формально руки Пентагона и ЦРУ оказались чистыми. Однако детали этого авианалёта говорят о том, что он был не только тщательно спланирован, но и подготовлен с использованием разведданных таким образом, чтобы в максимально короткий срок причинить сирийской армии максимальный ущерб – те, кто затевали эту диверсию, понимали, что долго бомбить им не дадут, очень быстро посыплются протесты и требования прекратить, которые будет нельзя игнорировать. Так что они просто выбрали наиболее болезненный участок и наиболее интенсивный характер авиаудара.
Более того, сразу после бомбёжки ВВС США в атаку на сирийские позиции пошли боевики ИГИЛ, что наталкивает на мысли о согласованных действиях и позволило Марии Захаровой сделать такой вывод.
Что касается самих женевских соглашений Керри-Лаврова, то в Пентагоне открыто и официально говорят о том, что они гарантируют обязательное выполнение договорённостей, сваливая сразу вину на "нечестных русских". То есть американская армия снова позволяет себе вести самостоятельную и независимую от мнения и решения президента США внешнюю политику. Так, 13 сентября сотрудники Пентагона поставили под сомнение выполнение своей части соглашения, если перемирие в Сирии продержится семь дней, а именно: необходимость организации «экстраординарного американо-российского сотрудничества, которое предполагает, что американские вооруженные силы будут делиться с Москвой информацией об объектах "Исламского государства" в Сирии».
Генерал-лейтенант Джеффри Л.Харриджиан, начальник Центрального Командования ВВС США заявил журналистам: «Я не говорю ни "да", ни "нет. Было бы преждевременно заявлять, что мы сразу включимся в этот процесс». То есть Пентагону всё равно, до чего там договорился президент США, их главнокомандующий, - Пентагон сам решит, что ему делать или чего не делать. Он такой вот независимый, не подчиняется собственному президенту и единому курсу внешней политики.
«План Б», альтернативный соглашениям Керри-Лаврова
К слову, ЦРУ и Пентагон заранее разработали пресловутый «План Б», о котором они упоминали ещё в феврале этого года. Тогда Пентагон и ЦРУ призвали «создать России серьезные неприятности» в контексте обсуждения сирийского кризиса. Глава Пентагона Эштон Картер, председатель Объединенного комитета начальников штабов ВС США генерал Джозеф Данфорд, а также директор ЦРУ Джон Бреннан убеждены, что перемирие сорвётся, и готовы сделать всё, чтобы это произошло якобы по вине Москвы. После чего они смогут приступить к реализации альтернативного соглашения Керри-Лаврова плана.
Основой "плана Б" является масштабное вооружение сирийской оппозиции как наступательными системами, так и средствами ПВО для противодействия российским ВКС.
А учитывая открытый удар авиации НАТО по сирийской армии, не исключено, что могут быть начаты и прямые боевые действия против неё. Словом, «партия войны» откровенно надеется эту самую войну развязать и предпринимает для этого все усилия, в то время как Обама позволяет Керри и Лаврову договариваться о сотрудничестве американской армии и российской. Понятно, что вашингтонские «ястребы» от этого находятся просто в ярости.
Впрочем, за последние годы это противостояние шло по нарастающей почти по всем основным вопросам американской внешней политики. Сначала «партия войны» делала всё возможное, чтобы сорвать договорённость об уничтожении сирийского химического оружия в обмен на отказ Америки от вторжения. Тогда Россия приложила все дипломатические и организационные усилия для того, чтобы эта сделка была доведена до конца, и американцы лишились бы повода для начала военной операции.
Позже было множество инцидентов, связанных с Украиной, когда воинственно настроенная часть американской элиты, которую тогда очень ярко представлял сенатор Маккейн, делала всё возможное, чтобы обязать президента США поставить Киеву летальное оружие, пропихнув через Конгресс специальный законопроект.
Тогда ведь речь шла даже о том, чтобы поддержать Киев военным образом, а не только поставками оружия.
Так и сейчас часть американских чиновников понукают Киев к нападению на Донбасс и даже Крым, а часть – тот же Джо Байден недавно – рекомендуют Украине принять изменения в конституцию и тем самым попробовать обхитрить Донбасс.
Система США в зоне турбулентности
«Партия мира» и «партия войны», «голуби» и «ястребы» в США существовали всегда, и между ними постоянно шла подковёрная борьба. Однако раньше они договаривались между собой, приходили к какому-то компромиссу или признавали, что одна сторона в каком-то конкретном вопросе выиграла, надеясь отыграться в других вопросах. В любом случае всегда признавалась верховная власть президента США, чьё окончательное решение и подводило черту под спором, фиксируя те или иные положения достигнутого компромисса.
Теперь же ситуация в руководстве США и американских элитах кардинально изменилась в основополагающих моментах.
В силу множества внутренних причин «партия войны» больше не считает для себя обязательным соблюдение и выполнение решений президента США.
Более того, они даже считают возможным проводить политику прямо противоположную тому, что решил президент США. Это вызывает особенную обеспокоенность, учитывая, что речь фактически идёт о том, что армия считает для себя необязательными решения и приказы своего верховного главнокомандующего. И не просто отказывается выполнять его указания, а готова выступать против него и его политики. Весьма тревожный симптом, который сулит много сложностей тем, кому по долгу службы приходится иметь дело и договариваться с Америкой.
С некоторых пор оказывается, что договориться с президентом США – это ещё не значит договориться с Америкой. Соединённые Штаты и их политическая система вступают в новый этап повышенной турбулентности, и предсказать её последствия чрезвычайно трудно, практически невозможно. Что таит в себе как новые опасности, так и возможности для манёвра.
Альберт Нарышкин