США умудрились, при десятикратно большем военном бюджете, отстать от России в перевооружении своих войск
В военно-морской авиации России и США практически одновременно произошли два события. Сопоставление которых буквально напрашивается. В России, а точнее - в 43-м Севастопольском Краснознаменном ордена Кутузова III степени отдельном морском штурмовом авиационном полку авиации Черноморского флота, базирующемся на аэродроме Саки в Крыму, состоялся последний в отечественной военной авиации полет фронтового бомбардировщика Су-24 "без буквы". То есть самолета первого серийного образца, не прошедшего модернизацию.
Заслуженного ветерана, безаварийно отслужившего в боевом строю 35 лет торжественно проводили в отставку всем полком. Причем проводы эти отнюдь не стали поводом для пессимизма. Морская авиация ЧФ активно и планомерно перевооружается на боевые самолеты нового поколения – многофункциональные истребители Су-30 СМ. В этом полку их уже 8 единиц, а всего будет 24.
А теперь картинка из альтернативной реальности. На минувшей неделе приписанный к авиабазе Кадэна на Окинаве (Япония) штурмовик корпуса морской пехоты США AV-8B Harrier II упал в море в 150 километрах от побережья. В связи с этим министерство обороны Японии потребовало от американского командования полностью прекратить полеты самолетов данного типа до полного выяснения причин нынешней катастрофы.
Судя по этому заявлению, японцы явно нервничают. Ибо выдвигать ультимативные требования «старшему американскому брату» для них не вполне «комильфо». Но такая нервная реакция вполне объяснима. Дело в том, что американские «Харриеры» стоят на вооружении примерно столько же, сколько российские Су-24 без буквы «М». Но в отличие от наших «сушек» их даже не думают списывать. Потому что заменять их в боевом строю, опять же в отличие от российских реалий, американцам решительно нечем. Вот что пишет по этому поводу компетентный российский военный портал «Невский бастион»:
«Командование Морской пехоты США приступило к изучению возможностей по продлению срока службы самолетов-штурмовиков AV-8B Harrier II как минимум до 2030 года, сообщает издание Flightglobal. Первоначально все самолеты данного типа планировалось списать уже в 2015 году, но после этого срок списания был перенесен на 2027 год. Решение о продлении сроков службы самолетов Harrier II было вызвано задержками, которые возникли с поставками новейших истребителей укороченного взлета и вертикальной посадки F-35B Lightning II»
Таким образом, амбициозная затея американцев с созданием «суперистребителя всех времен и народов», уже выходит для США боком. Многочисленные задержки и бесконечные дефекты этой архисложной машины фактически привели к срыву планового перевооружения ВВС и, в частности, авиации корпуса морской пехоты. И последствия не заставили себя ждать. «Харриеры», которые и в лучшие свои годы не отличались высокой надежностью, начинают сыпаться с неба в товарных количествах. А ведь им еще предстоит тянуть эту «сверхсрочную службу» добрых 15 лет!
Всё это к вопросу о том, в чью пользу сравнение. России, которая, пусть и не так богата, как США, но предельно рационально планирует свои действия и своевременно решает назревшие проблемы, в том числе и военно-технические. Или Америки, которая выбрасывает на ветер сумасшедшие деньги и получает при этом результат, близкий к катастрофическому. Причем, в случае с «Харриерами» - в буквальном смысле. Думаю, что вопрос этот чисто риторический и ответ вполне очевиден.
И напоследок – в качестве изюминки к «торту нелепостей», на которые стала так богаты нынешние США. Военные специалисты уже загодя хоронят F-35B, предназначенный на замену AV-8B Harrier II, называя его совершенно несуразным самолетом. И с этим трудно спорить, поскольку модификация F-35B, предназначенная специально для корпуса морской пехоты и для вертикального взлета с универсальных десантных кораблей, страдает теми же неизлечимыми болезнями «недоистребителей», что и все самолеты вертикального вздета и посадки в мире.
Абсурдность идеи создания такой модели особенно очевидна с учетом наличия у США огромного авианосного флота, который всегда действует совместно с морской пехотой и совершенно не нуждается в «кастрированных» вертикально подпрыгивающих истребителях. Такая безрассудная трата денег становится понятной, если учесть, что подобного рода невразумительные проекты сулят военным концернам огромные прибыли и получают бешеную поддержку в соответствующих коридорах власти. В частности одним из наиболее ярых лоббистов F-35B является ни кто иной, как скандально знаменитый сенатор Джон Маккейн.
Стоит ли после этого удивляться, что американскому Пентагону, бюджет которого зашкаливает уже за 600 миллиардов долларов в год, хронически не хватает денег для противостояния военным усилиям России, которая тратит на военные цели ровно в 10 раз меньше! Поэтому не буду сильно удивлен, если когда-нибудь выяснится, что существует закрытый Указ президента РФ о присвоении сенатору США Д.Маккейну с «группой товарищей» высоких правительственных наград Российской Федерации. Вполне ими заслуженных!
Селиванов Юрий