Просочился на "Актуальные комментарии" (сами меня нашли - мой телефон уже начал ходить по рукам) и дал спонтанное интервью по текущей ситуации. Очень благодарен "Комментариям" за оперативность и за чёткую расшифровку интервью. Давал его буквально на ходу - тупо нет времени на медиа. Получилось даже неплохо...
Чем стала третья волна мобилизации для украинцев и что ждет внутреннюю политику Украины в ближайшие месяцы, «Актуальным комментариям» рассказал Президент фонда исторических исследований «Основание» Алексей Анпилогов.
- Накануне Верховная Рада приняла Закон о частичной мобилизации, предложенный Порошенко. Каковы последствия принятия этого закона для Украины и для дальнейшего разрастания военного конфликта?
- Как вы помните, это уже третья мобилизация, которая объявлена. При этом можно сказать, что каждая следующая все сильнее изменяет статус украинской армии.
Есть три типа армии, которые выделяют в военной науке: это армия наемническая, армия добровольческая и армия призывная. Самая плохая мотивация у наемнической армии: она, в большинстве случаев, хочет не умирать, а зарабатывать деньги. Самая хорошая и самая цельная мотивация у добровольческой армии - это люди, которые сознательно и по собственной воле пошли защищать какие-то ценности.
И посередине стоит армия призывная - обычные люди, которых насильно или с какой-то долей насилия бросили в котел войны. Так вот в первые волны мобилизации, которые производило украинское государство, вооруженные силы формировались в основном по добровольческому принципу. Действующие власти старались собрать людей, которые были бы достаточно замотивированы на защиту предлагаемых им ценностей.
Сейчас эта система разрушена - идет призыв всех подряд, без учета каких-либо параметров. Например, очень серьезно расширены возрастные рамки. Так как требования минимальные, то мы можем постулировать, что моральное состояние этих призывников будет очень низкое. И, по факту, Киев таким указом переводит страну в состояние войны и перехода к военной экономике. То есть уже никакой речи об экономическом росте, каком-то построении мирной жизни просто не идет. Есть только задача задавить восстание на Большом Донбассе, то есть в Луганской и Донецкой областях.
Как следствие, полагаю, армия получит сейчас дополнительные пехотные части с низкой мотивацией. Более того - у украинского государства не будет сил их нормально вооружить, обеспечить средствами защиты, оружием.
- Мобилизация дает резерв, который Украина может использовать для каких-то целей. Как я уже сказал, использовать этих людей на передовой в большинстве случаев невозможно. Я не исключаю, что таким образом формируются будущие оккупационные войска, которые должны наводить порядок на улицах «освобожденного» Славянска, Лисичанска, и в возможных планах - Донецка или Луганска. Однако это отнюдь не мотивирует людей даже на удержание захваченной сейчас территории, не лояльной к киевскому правительству, поскольку по факту это еще больше будет раздувать огонь гражданской войны.
То, что делает Порошенко и нынешняя Верховная Рада - преступление против собственного народа. Они уже не могут обеспечить в стране мирную жизнь, и для них война – это ответ на все вопросы, которые стоят сегодня перед Украиной.
- Чем данные шаги могут обернуться для украинской экономики, которая сейчас претерпевает серьезные проблемы? Для действующих властей война - это оправдание?
- Оправдание. Еще раз: война все спишет. Киевские власти сейчас физически не могут построить мир лучше довоенного. Известный военный историк Лиддел Гарт говорил, что любая война должна построить мир лучше довоенного. На данный момент ни у Порошенко, ни у Верховной Рады, ни у всей киевской элиты нет предложения лучше довоенного.
Они не могут сейчас обеспечить даже те экономические и политические свободы, которые были у правительства Януковича для украинского народа. Причем акцент именно на свободах экономических - сейчас люди потеряют работу, потеряют достаток. Киеву нужна война, на которую они могут списывать свое неумение руководить страной.
- Недавно в СМИ прошла информация о том, что во Львове матери и жены военнослужащих вышли с требованием, чтобы их детей, мужей не отправляли на войну, чтобы их вернули. Как видят этот военный конфликт простые жители Украины?
- Нужно понимать, что сейчас информация с Большой Украины - оставшейся материковой части - не столь однозначна, как это представляется в средствах массовой информации, контролируемых украинской центральной властью.
Постоянно растет антивоенное движение, причем по принципу вьетнамского антивоенного движения, когда в нем все больше участвуют солдатские матери, ветераны и инвалиды (а они уже есть). Сейчас больницы Украины переполнены ранеными из зоны так называемой "антитеррористической операции". И это движение однозначно будет нарастать.
У центрального правительства нет ответов на то, как выстроить экономику, как закончить войну без жертв, они уже сейчас измазались кровью по самую шею. Поэтому киевская власть всячески пытается загасить это антивоенное движение, вплоть до физических репрессий против активистов.
Например, активистскому движению «Антивойна» в Киеве постоянно поступают угрозы по телефону. Активистке «Антивойны» в Днепропетровске Татьяне Тихомировой (по иронии судьбы она этническая украинка, постоянно пропагандировавшая украинские ценности) в дом бросили коктейли Молотова, подожгли автомобиль, ее облили зеленкой и т.д., и т.п.
Репрессии идут даже против легального политического протеста. Киеву это вернется. Сейчас, если поднимется антивоенное и социальное движение со своими требованиями, новым властям нечем будет их купировать - у них нет ресурсов, они не могут закончить войну быстрой победой и не могут решить социальные проблемы, а это - гремучая смесь, которая взорвется уже осенью.
- То есть вы прогнозируете, что осенью вполне возможно обострение внутренних социальных и политических процессов на Украине?
- Внутренние противоречия «Большой Украины» никуда не делись и будут только нарастать. И здесь надо вспомнить книгу Артура Хейли «Сильнодействующее лекарство»: когда сильнодействующее лекарство позволяет выздороветь, но потом вдруг оказывается, что у ребеночка теперь нет рук и ног. Сейчас то же самое у Украины - она выплескивает свое будущее в эту «антитеррористическую» безумную операцию.
Сейчас разбомблен, например, «Лисичанский НПЗ» - один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов. Украина уже по факту потеряла часть угледобывающей отрасли, потеряла Крым. То есть энергетические проблемы Украины с началом украинского кризиса только усугубились. А это значит, что холодное время, которое неизбежно приходит в октябре, будет очень сложным. Это будет голод и холод, и для большинства городов это станет просто гуманитарной катастрофой.
Вот мой ответ – да, осенью будет обострение.
- Какими Вы видите перспективы расследования ситуации с упавшим «Боингом»?
- Сейчас перспективы гораздо яснее, чем два-три дня назад, поскольку начала работу Международная комиссия, в которую включены все заинтересованные лица. В первую очередь я говорю и о прокуратуре ДНР, которая обеспечивает со своей стороны непредвзятость оценки обломков, в описании трупов, в описании «черных ящиков».
С другой стороны, все бортовые регистраторы, все данные объективного контроля, которые были опубликованы Министерством обороны Российской Федерации, попадают сразу же по назначению, не проходя некую цензуру.
Как вы знаете, позавчера малайзийцам уже были переданы «черные ящики». Можно говорить, что сейчас расследование вошло в нормальную колею, чего категорически опасались и чему противодействовали США и Украина, сразу же назначив виновных. Полагаю, это международное расследование, проведенное по всем правилам, покажет, кто являлся заказчиком этого всего.
Военная активность в направлении Донецка и Луганска сейчас связана с тем, что киевская власть бросила последние силы в войну в попытке быстрой победы, которой у нее не будет. По моему мнению, сбили самолет не повстанцы, а украинские официальные власти, которые таким образом постарались переключить внимание с «антититеррористической операции», которую они не могут выиграть, на еще более жестокие моменты, связанные с обвинением России в гибели «Боинга». Их задачей было втянуть в войну Россию, чтобы на нее списать всю свою вопиющую некомпетентность. Это не удалось.
Я думаю, что расследование, как минимум, покажет непричастность повстанцев и, конечно же, России, к катастрофе. Как максимум - докажет причастность еще и официальных украинских властей. Мне особенно обидно, что в этом замешан мой родной город Днепропетровск - диспетчеры, которые направили самолет из коридора в зону боевых действий. Но здесь уже, как говорится, Родину не выбирают.
- Недавно Порошенко выступил с заявлением, что хотел бы видеть Украину ведущим партнером США. Как относится к тесному партнерству с такой агрессивной внешней политикой население Украины?
- Это «цивилизационная шизофрения». Говорить о независимости и при этом говорить о том, что мы должны полностью зависеть от Соединенных Штатов - взаимоисключающие позиции. Это как на Звезде Давида свастику нарисовать, хотя и такое сейчас некоторые успешно делают. Это опять-таки подчеркивает то, что украинская элита не нашла собственного пути развития. Она постоянно пыталась прислониться то к России - и получить дешевый газ, то к Европе - чтобы получить какие-то преференции для украинских товаров. Сейчас они рассчитывают, что достаточно позвать США, и сразу вопрос военно-технического сотрудничества наладится. Нужно понимать, что Украина сейчас – это по сути несостоявшееся государство, имеющее высокие шансы стать очередной нестабильной территорией, которую будут использовать против Российской Федерации – как это происходит на Кавказе, как это происходит в Средней Азии, где постоянно идут гражданские войны.
- Сейчас на территории Украины есть достаточно серьезный политический и финансовый игрок - Игорь Коломойский, со своими амбициями и желаниями. Насколько его интересы совпадают с интересами официальных киевских властей? Не является ли активное привлечение президентом внешних партнеров попыткой усилить свою власть и над другими олигархами Украины?
- Безусловно, внутри украинской элиты существует масса групп влияния, которые постоянно находятся в состоянии некой «холодной войны» между собой .Есть есть такая фраза: «два украинца – это партизанский отряд, а три украинца – это партизанский отряд с предателем». По факту сейчас уже разрушена часть черной металлургии, которая кормила донецкие кланы, разрушена банковская система, нет возможности поддерживать прежний уровень жизни. «Пирог» уже сжимается, и на фоне этого сжимающегося пирога обострилось противоречие между теми, кто контролировал экономику Украину.
Безусловно, Коломойский - один из тех, кто пытается сейчас выстроить свою собственную некую феодальную вольницу.
Наталья Захарова специально для «Актуальных комментариев»