Народ бежит с Украины: в последние месяцы значительно возросло число граждан, едущих в Россию. Депутат Верховной рады Виктор Балога утверждает, что страну хотят покинуть не жители воюющего Донбасса, а средний класс с Запада и Центра Украины. 30% украинцев хотят уехать жить за границу на ПМЖ, 40% на заработки. Бегут от войны и разрухи те, кто мог бы стать средним классом и основой государства.
Бегут физлица, бегут бизнесмены. Так, харьковские бизнесмены продолжают утекать в российское приграничье, в Воронежскую и Белгородскую области, выводят не только финансы, но и производства. Покидает украинский рынок швейцарская компания Logitech.
«Это лучший способ, когда инвестор деньгами — гривной, долларом, евро и фунтом голосует за будущее Украины, открывая тысячи рабочих мест» – так говорил Порошенко. Однако в реальности происходит обратное.
* * *
Весьма показательна ситуация последних дней с Харьковским тракторным заводом. «Я больше не хочу иметь с Украиной ничего общего», — заявил 16 октября с.г. Зигфрид Вольф. «Я не знаю, что здесь происходит, — искренне сокрушается инвестор ХТЗ. — Конца не предвидится, и к тому же я не могу усмотреть здесь желания найти решение, честное или оптимальное для рабочих и предприятия. В марте власти закрыли завод, ссылаясь на всевозможные поводы и обвинения. Каждый раз, когда что-то опровергаешь, появляется новое средство, и я просто не могу определить рациональное направление».
Три тысячи сотрудников оказались на улице, Вольф обвиняет украинские власти и СБУ в ведении масштабной кампании против завода, причем без предъявления доказательств нарушения закона.
Восстановление «развалин ХТЗ» немцы начали с внедрения технологий и концепции производства, системы качества. Четыре года назад З. Вольф взял на себя оперативное руководство, и ему понадобилось три года, чтобы вывести предприятие на прибыль, с которой последние два года исправно платились налоги.
Поэтому немцам непонятно, почему вдруг три тысячи человек были выгнаны на улицу с запретом доступа на предприятие.
«Всегда страдают самые бедные, а именно рабочий, у которого нет шансов в регионе, — говорит Вольф. — Мы еще раз выплатили им, а также тысячам предприятий-поставщиков часть средств, чтобы они могли оставаться дома, они ведь должны на что-то жить. Но сейчас все по-прежнему закрыто. Мы были одной из крупнейших компаний, с рабочими местами для квалифицированных кадров. Ни к чему не привели и митинги сотрудников. Вызванная войной смута так расколола здесь народ, что, по-видимому, возникает все больше вражды. Меня угнетает то, что в отношениях между братскими странами не видно точек соприкосновения. Разрыв становится все глубже».
Основной пакет акций ОАО «ХТЗ» приобретет владелец и президент группы DCH, харьковский бизнесмен Александр Ярославский. «У Дерипаски осталось ноль целых... ноль десятых, у меня 62,44% акций, остальные акции у австрийского инвестора», — рассказывал Ярославский весной украинским журналистам.
И вот теперь, после продажи акций Вольфом, российские деньги окончательно ушли из Харькова. И ХТЗ вновь вернулся к прежнему владельцу Ярославскому, который фактически и владел им до 2007 г., до тех пор пока в ХТЗ не вложился российский миллиардер О. Дерипаска через З. Вольфа.
Все дело в том, что Вольф — это бывший глава компании Magna International, крупнейшего мирового производителя автокомпонентов, а сейчас — председатель совета директоров российского ОАО «ГАЗ» и председатель совета директоров ОАО «Русские машины», входит в состав Советов директоров ряда крупных международных компаний: Continental AG, MIBA AG, Schaeffler AG. А ОАО «ГАЗ» и ОАО «Русские машины» — это собственность Дерипаски.
Российское ОАО «Русские машины» сделало официальное заявление, что больше «не является акционером Харьковского тракторного завода и не принимает никакого участия в управлении данным предприятием» с 7 мая 2016 г.
На что надеется новый-старый хозяин ХТЗ Ярославский? Он сам сказал 25 сентября сего года: «Кроме продукции для сельского хозяйства, ХТЗ в свое время выпускал военную технику, и я готов финансировать производство военной техники, причем весь инженерный потенциал у нас имеется. У нас есть всё… Осталось нам только один вопросик маленький решить. Убрать все претензии и вопросы, которые есть. Думаю, эти вопросы решаемые. И запустить производство».
Речь идет милитаризации продукции тракторного завода.
Пан Ярославский, не столь давно зарабатывавший на футболе как владелец ФК «Металлист», теперь не прочь заработать на войне, подражая Круппам и Мессершмиттам нацистской Германии. Утверждают, что Порошенко пообещал Ярославскому содействие в запуске ХТЗ, если тот «подвинется» и не станет мешать Порошенко, чья киевская «Ленинская кузница» тоже выпускает военную продукцию, на ее приобретение для т.н. АТО в Донбассе. То есть на гражданскую войну. И «пилится» военный бюджет Украины.
Претензии к ХТЗ на 40 млн. грн. предъявил Пенсионный фонд. Государственная фискальная служба потребовала уплатить 60 млн. грн. экологического налога, несмотря на решения судов в пользу ХТЗ. А СБУ насчитало заводу 140 млн. грн. неуплаченного налога на землю. 5 мая 2016 г. исполнительная служба добилась ареста средств ХТЗ на всех открытых банковских счетах и на все имущество предприятия, чем фактически заблокировала его работу. А 4 июня 2016 г. СБУ закрепила успех фискальной службы, заявив об аресте имущества и счетов завода из-за подозрения, что оборудование завода может быть вывезено в Россию.
ХТЗ стоит.
Из-за разрыва связей с Россией сильно провалился в показателях и УПЭК Романа Гиршфельда. УПЭК был завязан на поставку подшипников РЖД. Теперь подшипники поставлять в Россию запрещено как продукцию двойного назначения. Подшипниковый дивизион УПЭК стоял два года, но сейчас, как утверждают, умельцы за два года сконструировали нечто, что ЕС у них берет. Но остановился ХТЗ и у Гиршфельда перестали брать еще и литье... Теперь и тут — яма.
* * *
Как отмечает харьковская газета «Время» в статье «Национальная собственность: уравнение с 300 "неизвестными”», предприятия Харьковской области со всех форм собственности реализовали своей продукции за год на 78,8 млрд. грн. Это примерно десять годовых бюджетов такого мегаполиса, как Харьков. В общегосударственном объеме реализованной продукции доля Харьковской области составляет 7,3% – это пятое место после Днепропетровской, Донецкой, Запорожской областей и Киева. Вместе с тем Министерство экономического развития и торговли во время всеукраинского аудита выявило около 300 неизвестных (!) государственных предприятий.
Надо полагать, аудит затеяли, планируя полномасштабную приватизацию в государственном секторе. Еще весной с властных трибун произносились речи о распродаже госактивов, в том числе и прибыльных, таких как «Турбоатом», но уже летом и осенью стали появляться новые тенденции.
Как известно, подчеркивает «Время», летом на ряд предприятий госсектора, в том числе к управлению госмонополиями, были привлечены иностранные топ-менеджеры, которым за счет украинских налогоплательщиков почему-то установили фантастически гигантские для наших реалий заработные платы.
Разговоры о приватизации как-то поутихли, переместившись в экспертную среду, а в лентах новостей стали появляться сообщения о программе государственно-частного партнерства.
Но закона о концессии еще нет, а предприятия таким окольным образом отдают в управление (Укрзалізниця, Укрпочта, Укравтдор).
Это попытались сделать и с харьковским «Электротяжмашем» (ЭТМ). Потому что с 2014 г. там начался жуткий провал в связи с нарушением украинско-российских экономических связей. Генеральным директором стал 42-летний француз, гражданин Франции и Мексики Жан-Андре Барбоса с 17-летним опытом работы на руководящих должностях, в том числе и в странах Восточной Европы и СНГ. А предыдущий директор ЭТМ Владимир Глушаков был уволен в августе 2015 г. из-за подозрения в коррупции.
Барбоса оказался порядочным человеком: побыл на должности два месяца, разобрался, похоже, что без российского рынка предприятие не выживет, как ни старайся задействовать французские и мексиканские связи, и от должности отказался. Ведь предприятие — государственное, и в случае дальнейшего обвала экономических показателей «крайним» был бы он (а не правительство).
* * *
Премьер Гройсман констатирует: «Мы стали сырьевой страной. Это беда. Фактически мы продаем зерно, металл и т. д. Мы должны научиться создавать национальный продукт».
А кто ж развалил экономику и отучил производить «национальный продукт»?
Еще один аспект неприсутствия иностранцев на Украине. Крупнейшие голландские компании выстроились в очередь к премьеру, требуя не ухудшать отношения с Россией.
Ну и суровым предупреждением нынешней украинской власти выглядят публичные предложения президента России. «Мы в любой момент, как только этого захотят наши украинские партнеры, готовы развернуть наши потребности под возможности украинской промышленности, в том числе в направлении совместной кооперации по переоснащению украинской оборонки и гражданских отраслей. Но только в том случае, если, конечно, повторю еще раз, будут созданы соответствующие условия», — заявил В. Путин.
Есть о чем задуматься украинским партнерам.
Петр МАСЛЮЖЕНКО