Немцы наращивают инвестиции в Россию. Санкции санкциями, а интересы бизнеса никто не отменял. Только за первые полгода 2016 года мы получили почти два миллиарда долларов немецких инвестиций, на которые были открыты 36 проектов.
Инвесторы такого уровня планируют обычно на долгие годы вперёд, поэтому снижение курса рубля создало для них очень привлекательную возможность: за относительно небольшие деньги построить в России завод, который будет давать прибыль на протяжении десятилетий.
Сильнее всего немцев интересует, конечно же, автомобильная тема. В наш авторынок немцы верят, поэтому они торопятся вложиться в производство деталей для автомобилей сейчас, чтобы успеть занять на рынке возможно большую долю.
Также немцы вкладываются в производство станков. DMG MORI открыл в сентябре в Ульяновске большой и современный станкостроительный завод:
Россия, кстати, поднялась на 11 позиций в рейтинге Всемирного банка Doing Business. Не то чтобы этот рейтинг стоило воспринимать буквально — рейтинг учитывает только одну, далеко не самую важную сторону ведения бизнеса — однако всё же одним глазом на эти рейтинги смотрят, и подъём России со 120-й позиции в 2011 году на 40-ю позицию в 2016 году таки добавляет инвесторам толику энтузиазма:
Было бы, впрочем, неправильно думать, будто европейцы только начинают строить новые заводы в России. За последние 10-15 лет у нас уже открылась масса новых производств — и некоторые из них, кстати, уже экспортируют продукцию на Запад. Свежий и очень показательный пример — в декабре начинается экспорт инсулина в Германию. Того самого инсулина, которого не так давно в России практически не производили:
События развиваются ровно так, как подсказывает геополитическая логика. Европа вынуждена сейчас выбирать между двумя системами, морской и сухопутной. Европа может или остаться в числе вассалов США, или же вписаться в новый формат Китай-Россия-Германия.
Оставаться со Штатами опасно. Во-первых, сами Соединённые Штаты переживают отнюдь не лучшие времена: те президентские выборы, например, которые мы наблюдаем сейчас за океаном, проводятся так грязно, со всех точек зрения, будто США — страна третьего мира. Во-вторых, Штаты пытаются ради своего спасения «сожрать» Европу, и последней это, конечно же, не нравится.
Немецкий финансист подсчитал недавно, во сколько немцам обходится содержание беженцев. Выяснилось, что на некоторых беженцев государство тратит по 30 тысяч (!) евро в месяц, и что налогов, которые платят работающие немцы, может вскоре просто не хватить на всех:
На этом фоне укрепление отношений с Россией и Китаем выглядит для Германии не просто интересным, оно выглядит единственно возможным вариантом.
Конечно, пока что Евросоюз не спешит снимать санкции с России, а европейские СМИ дружно возмущаются процессом освобождением Алеппо… однако в то же время евробюрократы принимают поистине судьбоносные решения. Цитирую Руслана Осташко:
Тихо и секретно, не делая официальных заявлений, Еврокомиссия разрешила «Газпрому» задействовать на полную мощность газопровод OPAL, который является продолжением «Северного потока» и через который в Европу поставляется российский газ. Сейчас я объясню, почему это важно и почему это предательство.
Это важно потому, что Еврокомиссия не давала использовать OPAL на полную мощность, а только на 50%, ссылаясь на то, что газопровод и использующий его «Газпром» нарушают так называемый «третий энергопакет» Евросоюза. Важным последствием этого подхода было то, что «Газпром» был вынужден очень активно использовать транзитные возможности украинской газотранспортной системы, обеспечивая не только дополнительный доход для Киева, но и возможность газового шантажа со стороны Киева.
А сейчас, как сообщают источники Wall Street Journal, Еврокомиссия разрешила включить газопровод на полную мощность, что оставляет Киев без определенной части транзита и резко снижает возможность для угрозы перекрытия экспорта российского газа в ЕС. Весь российский газ в обход Украины пока пустить нельзя, но теперь если вдруг случится очередное недопонимание между «Газпромом» и «Нафтогазом», то мерзнуть будут Румыния и Болгария, а не Германия, что Брюссель вполне устроит.
Подведу итог
Несмотря на внешнее охлаждение, наши отношения с Германией, похоже, укрепляются. Это отличная новость как для нашей экономики, так и для наших внешнеполитических фронтов. Немцы помогают нам и с импортозамещением, и с разрешением Украинского кризиса — так как раздувать этот кризис без возможности газового шантажа американцам будет довольно сложно.
Фриц Морген