Ключевая тема заседания дискуссионного клуба «Валдай» этого года была сформулирована как «Будущее начинается сегодня: контуры завтрашнего мира». Президент России Владимир Путин, принявший участие в заключительном дне работы форума, картину будущего представил следующим образом: «Жителям разных стран и континентов будущее, к огромному нашему сожалению, чаще всего кажется смутным и мрачным. Будущее не зовет, оно пугает».
Что думают эксперты о будущем и о возможных моделях мироустройства?
Леонид Ивашов, президент Академии геополитических проблем, доктор исторических наук, генерал-полковник, выступая на научно-практической конференции «Сотрудничество России и Ирана в политической, экономической и культурной областях как фактор укрепления мира и безопасности в Евразии», отмечает, что страны близки к созданию многополярной модели мироустройства. Но наряду с этим важно понимать, какой в будущем должна быть система ценностей.
По мнению эксперта, «сегодня всему экспертному сообществу важно понять, куда движется мир. …Человечество находится в транзитном состоянии». Мир понимает, от какого состояния уходит, но к чему придет, не знает. «Сегодня важнейшее событие, которое мы наблюдаем, — это уход с первых позиций доминирования Запада и приход эры Востока», — полагает Леонид Ивашов и считает, что это неизбежно и предопределено. В своем выступлении он высказывает необходимость создания теории будущего мира и отмечает несостоятельность американских политиков.
По его словам, в США в лице кандидатов на пост президента сражаются два проекта. Уходящая администрация Обамы — это неудачное завершение геополитического проекта по установлению мирового господства США. Не получился контроль над Евразией, не получился контроль над Ближним Востоком, не получился в полной мере контроль над Европой, частично удался проект установления контроля на Балканах. В феврале 2015 года США принимают стратегию национальной безопасности, в которой заявляют о том, что никакого многополярного мира не будет и что нет альтернативы американскому лидерству. Главный доминирующий фактор, который Вашингтон активно использует и который остается в американской повестке, — это превосходство военной силы. Смело применяя ее, без оглядки на мировое сообщество, в любой точке мира — это одна линия.
Вторая линия проводится командой Трампа, которая понимает, что мир будет многополярным.
Однако они в него готовы встраиваться исходя из своего мирового лидерства. И в этом команда Трампа готова использовать систему мягкой силы. По мнению Ивашова, России также важно опираться на механизмы мягкой силы, помня, что для СССР и ряда других стран они оказались более катастрофичными, чем прямые военные действия, что является поводом для экспертной оценки и исследования.
Эксперт выделяет еще один важный момент: сегодня одиночные государства большой роли в мировой политике не играют. Сегодня главное конкурентное сражение происходит по другой оси — это транснациональные сообщества, американский финансовый капитал и все, что за ним стоит. Государства и народы, которые объединяются в цивилизации и межцивилизационные объединения, — вот где сегодня происходит главное сражение, считает Ивашов, и интеллектуальное экспертное сообщество России должно отвечать на эти вызовы. Он поясняет: «Я вижу контуры нового мира в виде геополитической матрешки.
Это Евразийский союз, где сегодня доминирует Россия, а не США. Это ШОС — в будущем союз цивилизаций и народов евразийского континента. И более глобальный уровень — это группа стран БРИКС, которая будет представлять союз незападных цивилизаций». На этом фоне становится, в частности, очевидным, что Иран в ближайшее время станет полноправным членом ШОС. А вот в группе стран БРИКС, где будет представлен союз мировых этнокультурных цивилизаций, ни одного представителя исламской культуры, исламского мира нет, а она там должна быть представлена, акцентирует эксперт.
По мнению Леонида Ивашова, важно понимать, что сегодняшний мир — это не мир государств, а мир цивилизаций, и поэтому организацию ООНнеобходимо перестраивать в соответствии с цивилизационным представлением.
Научное сообщество должно подготовить для российского правительства концепцию о совете цивилизаций ООН. «Сегодня мы видим, что Совет безопасности ООН, этот величайший в истории человечества орган, который был создан после войны и которому государства отдали свои полномочия в поддержании своей безопасности, — не работает». Поэтому его необходимо переформатировать, где постоянными членами Совета станут представители мировых этнокультурных цивилизаций, что позволит сделать работу Совбеза эффективной.
Также эксперт заявляет о необходимости создания новой геополитической доктрины нового мира, напомнив, что об этом заявил президент России Владимир Путинв ходе своего выступления на 70-й сессии Генассамблеи ООН. «Конечно, мир меняется, и ООН должна соответствовать этой естественной трансформации. Россия на основе широкого консенсуса готова к этой работе по дальнейшему развитию ООН со всеми партнерами», — сказал тогда с высокой трибуны Владимир Путин.
XX Всемирный русский народный собор не стал исключением и также заявил тему многополярности и будущего миропорядка — «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы».
Президент ТПП РФ Сергей Катырин, принявший участие в мероприятии, прокомментировал нашему журналисту, что «любой диалог — это всегда благо, если мы хотим и на Востоке, и на Западе выжить. Собор, как один из цивилизационных институтов, способен влиять на политиков, сподвигнуть их договариваться по самым сложным вопросам».
Сергей Караганов, ученый-международник, почетный председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, в одном из интервью также говорит о кризисе миропорядка. Он был мощно подстегнут с 2010 г., когда Россия жестко, а Китай, другие новые лидеры помягче, но вполне открыто, стали ломать его как несправедливый, невыгодный им и опасный для мира, к тому же и так оказавшийся нерабочим, предлагая при этом и новые альтернативы.
Россия и Китай официально и совместно выдвинули концепцию партнерства или сообщества Большой Евразии. Это — общее поле экономического, логистического, информационного сотрудничества, мира и безопасности от Шанхая до Лиссабона и от Дели до Мурманска.
Географический проект, полагает политик, будет охватывать страны, входящие в ШОС, ЕАЭС, АСЕАН, а также государства, вовлеченные в «сопряжение» проекта Шелкового пути и ЕАЭС, включая, вероятно, Турцию, Иран, Израиль, Египет. Помимо этих игроков Сергей Караганов предполагает и возникновение в этом «сопряжении» нового экономического пространства, которое будет создаваться по мере реализации регионального всеобъемлющего экономического партнерства, продвигаемого Китаем и АСЕАН с участием Индии, Японии, Южной Кореи.
России же с ее партнерами по ЕАЭС предстоит решать, в какой форме стоит присоединяться к строительству этой мягкой экономической группировки.
Организационно Большая Евразия будет и должна, видимо, строиться на основе координации ряда экономических и политических проектов — Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), ЕАЭС, других организаций, быстро множащихся финансовых институтов Евразии, возможно, с последующим подключением ЕС. На роль связующего элемента этой архитектуры напрашивается ШОС с расширением числа наблюдателей.
По мнению Караганова, принципы сотрудничества в решении континентальных и общемировых глобальных проблем не являются новацией, а заложены в Уставе ООН и ряде других организаций международного сообщества.
Проблема, по мнению эксперта, в том, что эти принципы не соблюдаются. И, как следствие, «прогресс человечества, международной системы может смениться регрессом, возвращением к войнам, нетерпимости. «Надо попытаться развить и укрепить эти принципы пока в Большой Евразии, а затем пытаться примером и сотрудничеством распространить их на остальной мир», — подчернул Сергей Караганов
Естественно, что проект является и должен оставаться открытым для мира, для всех стран и континентов. Не должен он быть нацелен на изоляцию крупнейшего мирового игрока — США. Выбор за самой Америкой. Когда-то она помогла послевоенному восстановлению большей части Европы, поверженных врагов, играла ключевую роль в создании современной глобальной экономической системы. Но сделав в 1990 гг. ставку на мировую гегемонию и проиграв, пытается взять реванш. Человечество не может ждать результата американских метаний.
Поэтому наряду с твердым сдерживанием наиболее опасных проявлений американской политики, курс на которое провозгласила Россия, нужно строить и конструктивную альтернативу разрушенному двухполярному порядку и заканчивающему свое разрушение однополярному миру. Одним из несущих элементов этого нового миропорядка может и должно стать партнерство или сообщество Большой Евразии.
Ната Марк