lohmatiy77 (lohmatiy77) wrote,
lohmatiy77
lohmatiy77

Ивано-Франковск: по кому должны звонить колокола?

Оригинал взят у lohmatiy77 в Ивано-Франковск: по кому должны звонить колокола?
На днях, в Ивано-Франковске почтили память украинских националистов, расстрелянных гестаповцами 17 ноября 1943 г. За несколько дней до этого события (1943 г.) в Станиславском театре (бывшее название нынешнего  Ивано-Франковска) во время премьеры оперетты местного автора «Шарика» в зал вошли гестаповцы, перекрыли все выходы и приступили к обыску помещения. Под креслами задних рядов были найдены оружие, патроны, гранаты. Подозрение пало на всех, кто пришел на спектакль.

Очевидцы позже рассказывали, что видели, как за кулисами стоял, по их словам, предатель и подсказывал немцам, кого нужно хватать. Было арестовано 140 человек, из них расстреляли 27, якобы, членов ОУН, то есть бандеровцев.

Сегодня это событие преподносится как доказательство того, что бандеровцы воевали с фашистами. Утверждение весьма спорное, так как немцы расстреливали каждого, у кого не было права на ношение оружия. Оуновцы, находившиеся в театре, под эту категорию явно не подпадали. И хотя сейчас рассказывают, что перед смертью  они кричали «Слава Украине!» и пели современный  гимн «нэзалэжной» «Ще не вмерла Украина», причина, по которой они попали в лапы гестапо, замалчивается. Но в любом случае признаков геройства тут не наблюдается.

Улица, где произошла эта трагедия, в годы «нэзалэжности» получила название Казненных Националистов. На месте гибели оуновцев был установлен памятник. Но кажется очень символичным, что местом для казни выбрана синагога, у стен которой и были расстреляны бандеровцы. Кстати, синагога находится здесь и сейчас.

Украинский вариант «Википедии», не мудрствуя лукаво, сообщает: «В 1941 году в городе проживало больше 40 000 евреев. Некоторое количество из них были убиты в период оккупации в городе или в концлагере. После освобождения города советскими войсками 27 июля 1944 года в нём оставалось 100 евреев...» «Некоторое количество», заметим, составляло 42% населения города.

События в Станиславе 1941 – 1944 гг. были аналогичны тем, что происходили в каждом городе или местечке Западной Украины. Механизм умерщвления  еврейского населения работал по единому сценарию. Практически везде сначала были спровоцированы погромы и грабежи с участием в них местного населения. Далее уничтожалась интеллигенция.

Первый месяц оккупации прошёл относительно спокойно, в Станиславе остались венгерские части. Однако уже через месяц власть перешла к окружному старосте д-ру Альбрехту (немцу). И буквально сразу был нанесён ужасный удар по интеллигенции города. За несколько дней нацисты расстреляли и замучили 142 врача, 425 учителей, 135 инженеров, 76 фармацевтов, 28 ветврачей, 9 художников, 7 писателей, 27 музыкантов, 1750 служащих с высшим образованием, 180 раввинов и религиозных служителей.

Затем следовали массовые расстрелы и создание гетто, в которых с помощью регулярных акций реализовывалось узаконенное фашистским режимом разрешение на убийство. Заканчивалось все высылкой выживших в лагерях смерти и рапортом вышестоящему начальству о решении «еврейского вопроса». Как «скромно» сообщает та же украинизированная «Википедия», «23 февраля 1943 года город был объявлен немецкими властями очищенным от евреев».
Но правда в том, что страшный каток смерти прокатился по всем городам и местечкам Станиславской области. Только в Станиславе было уничтожено различным способом 128 тыс. человек, почти все они были евреями, а в области истреблено 220 770 человек.

Город Коломыя – второе после Станислава место массовых расстрелов евреев. Здесь было уничтожено 90 тыс. человек. Расстрелы в основном происходили в Шепоривском лесу, где раздетых людей загоняли на доски, уложенные поперек ямы, и тогда убивали, заполняя, таким образом, яму.

В Кутах 15 сентября 1942 г. под руководством немцев коллаборанты (полицаи) убили 1058 евреев, 1181 вывезли в Коломыю. Убивали в основном топорами, поджигали дома. Трупы лежали на улице три дня.

После оккупации  Косова 16 – 17 октября 1941 г. в нем была устроена кровавая резня, в результате которой погибло 1918 евреев из г. Косова, а всего в районе 4732 человека. Детей до десяти лет не расстреливали, их кидали живыми в яму вместе с матерями.

Беременную Т. Гринберг принесли из дома на носилках и в момент родов расстреляли над ямой.

Страшная трагедия разыгралась в Рогатине. 20 марта 1942 года 3000 евреев продержали на морозе в центре местечка с утра до двух часов ночи.  Потом их, обмороженных, подвезли к заранее подготовленным ямам и убили. Вторая такая же «акция была проведена 21 – 22 сентября 1942 г.: 300 человек убито, 700 вывезено в г. Белжец. Третья акция прошла 8 декабря. 1400 человек вывезли в Белжец, 500 расстреляли. Четвертая ликвидационная акция состоялась 6 мая 1943 г., тогда погибло 6000 человек.

Во время оккупации в Станиславе действовало еврейское гетто. Сюда пригоняли евреев из всей области. В общей сложности за время войны было уничтожено 120 000 местного еврейского населения и 80 000 - пригнанного. Выжило около 150 человек. Предположительно, захоронения были и на территории нынешнего городского озера, где находилось одно из еврейских кладбищ. Говорят,  из озера долго всплывали гробы.

Большинство историков, за исключением некоторых украинских, считают, что члены ОУН участвовали в большинстве антиеврейских акций, и их было немало среди «полицаев» (шуцманов). И это официальная точка зрения, принятая как мемориалом «Яд ва-Шем», так и Вашингтонским музеем Холокоста и, вероятно, один из тех исторических фактов, которые не вызывают принципиальных споров среди влиятельных историков, специализирующихся на Украине.

Например, участие членов ОУН в Львовском погроме хорошо задокументировано, как в переписке с немецкими органами, так и благодаря листовкам ОУН и показаниям участников погромов. Такие погромы прошли по всей Западной Украине. Члены ОУН участвовали как минимум в 58 из них, в ходе которых погибли, по разным данным, от 13 до 35 тыс. евреев.

О событиях того времени написано несколько книг и немало публикаций в Израиле, США, Англии, Франции, Польше. В основном это мемуары и документальные хроники. Особого внимания заслуживает мнение опытного публициста Леонида Говзмана, работавшего в архиве Ивано-Франковска. Проанализировав различные источники, он пришел к выводу: «Какую бы цифру мы ни взяли за основу, – все едино: на Станиславщине погублена шестая часть полутора миллионов евреев, уничтоженных на территории Советского Союза, – больше, чем где бы то ни было».

Но в городе Ивано-Франковске нет ни одного памятника жертвам Холокоста. Есть мемориал, но только на еврейском кладбище. А в центре возвышаются памятники главарям ОУН-УПА. Сейчас на здании облсовета создается памятная стена «героев» Небесной сотни. И когда проводятся траурные мероприятия по поводу уничтожения 27 бандеровцев немцами, невольно задаешься вопросом: а почему город не скорбит о тех, кого убивали эти «невинные» жертвы немецкого нацизма?  Почему колокола не звонят по тем сотням тысяч евреев, что были уничтожены в г. Станиславе и Станиславской области? Очевидно, у нынешнего  Ивано-Франковска другая память.

Валерий Мацевич
Tags: Великая Отечественная, ОУН, бандеровцы, военные преступления, зверства, история, свидетельства очевидцев, только факты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments