Чем ближе становился разгром Третьего рейха, тем громче звучали восторженные речи доктора Йозефа Геббельса о разработке чудо-оружия, которое вот-вот поступит на вооружение вермахта и приведёт к коренному изменению соотношения сил на фронтах. Многие склонны отождествлять это вундерваффе с атомной бомбой, над которой ударно трудились германские учёные, но после окончания Второй мировой войны выяснилось, что разработки велись в самых разных направлениях.
Это и реактивная авиация, и ракеты «Фау», и сверхтяжёлые супертанки, и 128-мм зенитные орудия, и дискообразные летательные аппараты. Однако реактивные «мессершмитты» имели крайне низкий эксплуатационный ресурс, половина «Фау» взрывалась при старте или в полёте, половина долетевших попадали в круг диаметром 10 км.
Из-за гигантского веса супертанков их невозможно было доставить на поле боя, а идея «летающих тарелок» так и осталась нереализованной. И лишь спустя долгие годы, проведя массу испытаний, исследований и доработок, часть германских разработок удалось довести до применения.
Не говори гоп, пока не перепрыгнул
О «суперновых», «лучших в мире», «не имеющих аналогов» образцах оружия, снаряжения и боевой техники, которые уже завтра поступят в войска и позволят украинской армии, «лучшей в Европе», парадным маршем вступить в Кремль и прогнать российские орды за Урал, мы слышим практически каждую неделю. Иногда украинские СМИ даже публикуют фотографии или видео этих вундерваффе, но почему-то до массового производства и поставок в войска они так и не доходят. А если и доходят, то солдаты шарахаются от них, как чёрт от ладана, опасаясь за свою жизнь. Так произошло, например, со взрывоопасным миномётом «Молот». А прочие «новейшие» и «суперсовременные» разработки оказываются банальной косметической переделкой советской и российской техники 40, 50, 70, а то и 100-летней давности.
Украинские пропагандисты, никогда не имевшие дела с реальным производством, просто не понимают, что путь от первого опытного образца до серийного производства тернист и долог. К примеру, опытный образец автомата Калашникова был изготовлен в 1946 году, принят на вооружение только в 1949-м, а от «детских болезней» избавился лишь в 1953-м. Между первым испытательным полётом Миг-21 и началом производства прошло 4 года, испытания ракетного комплекса «Точка» длились 5 лет, а его модернизированной версии, хорошо известной украинским военным как «Точка-У», - 3 года.
К чему эти подробности? Дело в том, что, по одной из версий, широко разрекламированные украинскими СМИ испытания ракеты, которыми недавно хвастался секретарь СНБО Украины, были испытаниями ракетного комплекса «Гром», о котором разработчики говорят, что он призван заменить упомянутую «Точку-У». Как утверждают авторы проекта инженеры КБ «Южное», «Гром» будет близок по характеристикам к российскому комплексу «Искандер». При этом, как известно, от начала разработки «Искандера» до его принятия на вооружение прошло 18 лет, а для комплекса «Гром» только в августе 2016 года началось изготовление прототипа-макета пусковой установки. То есть до годного к применению «лучшего в мире» (по предварительным обещаниям конструкторов) изделия ещё работать и работать, а каковы будут его реальные характеристики, не известно никому.
В ноябре украинский президент написал на своей страничке в «Фейсбуке»: «Отличная новость с испытаний новой украинской ракеты. Все пуски сегодня прошли успешно. Результат впечатляет: при дальности стрельбы 60 километров ракета продемонстрировала очень высокую точность».
Денег нет, но вы держитесь
Ещё в годы учёбы по специальности «системы автоматического управления летательных аппаратов» нам, студентам, вдалбливали в голову: львиная доля затрат, временных и материальных, при создании новых образцов техники приходится на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. И НИОКР вовсе не заканчиваются после первого испытания, поскольку реальные условия эксплуатации вносят свои коррективы в конструкторские решения.
К сожалению, украинские руководители и журналисты, любящие прихвастнуть достижениями отечественного ВПК, просто не понимают того, какие суммы требуются на разработку современных видов вооружений. Им это попытался объяснить депутат Сергей Пашинский: «Создание военного самолёта типа Л-ки [чешские лёгкие учебно-боевые реактивные самолёты L-29 и L-39. - Ред.] — это $3-4 млрд. У нас гособоронзаказ на этот год — чуть больше $100 млн. О каких военных самолётах на Украине мы можем говорить. Ну зачем даже фантазировать на эту тему? Украина ни технологически, ни финансово не в состоянии создать свой военный самолёт даже самого лёгкого плана».
Действительно, конструкторский и производственный потенциал украинской оборонки, доставшийся ей в наследство от СССР, достигал мирового уровня в трёх отраслях – ракетостроении, танкостроении и судостроении. Это признаёт заместитель генерального директора «Укроборонпрома» по авиастроению и производству Владимир Коробов. Но сегодня этот потенциал практически уничтожен отсутствием финансирования, разрывом кооперационных связей и утратой специалистов, не желающих работать бесплатно.
К примеру, в 2010 году, когда средняя зарплата по Киеву составляла около 2500 гривен, конструктор I категории киевского завода «Маяк», ныне переквалифицировавшегося на выпуск стрелкового оружия, получал 1600 гривен, а рабочих 5-6 разряда приглашали на зарплату 2000 гривен. Из-за отсутствия заказов на ракетную технику практически стоит ПО «Южное», некогда производившее ракеты «Сатана», а от мощнейших киевских заводов «Арсенал» и «Большевик» давно остались лишь воспоминания. Последний самолёт взлетел с аэродрома Харьковского авиационного завода в 2014 году, а киевское предприятие «Антонов» в 2016 году не построило ни одного самолёта.
Как утверждает Сергей Пашинский, Украина сегодня способна разработать лишь непригодные для боя броневики «Дозор», да разваливающиеся при транспортировке и взрывающиеся при стрельбе миномёты «Молот». «Весь наш потенциал заключался в следующем: берёшь у Минобороны танк Т-72 или Т-64 по цене металлолома, заводишь его на бронетанковом заводе, ремонтируешь и продаёшь за $400 000, - считает он. – Да, мы за счёт тотальной распродажи имущества, которое получили в наследство от Советского Союза, были в десятке экспортёров мира. Это потенциал советской армии, который нам остался».
Любой каприз за ваши деньги
Видимо, Порошенко надоел пессимизм главы парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Сергея Пашинского. На днях президент издал указ о прекращении его полномочий как члена наблюдательного совета государственного концерна «Укроборонпром».
Как бы там ни было, но КБ «Южное» разрабатывает ракетный комплекс «Гром», Харьковский завод им. Малышева производит танки «Оплот» и БТР, «Антонов» проектирует военно-транспортный самолёт Ан-132, КБ «Луч» разрабатывает ракету для РСЗО…
Танки и бронетранспортёры отправляются в Пакистан и Таиланд. Ан-132, являющийся модификацией старого советского Ан-32, проектируется для Саудовской Аравии. Для саудитов же разрабатывается ракетный комплекс «Гром». Ради продажи в африканские страны завод «Маяк» «разработал» (путём замены приклада и ухудшения охлаждения ствола) целиком стянутый с пулемёта Калашникова пулемёт КМ-7,62 и снайперскую «супервинтовку» из винтовки Мосина образца 1891 года.
Продаётся не только готовая продукция. Например, после изготовления двух образцов Ан-132, в которых вместо привычных по Ан-32 будут установлены двигатели Pratt & Whitney с шестилопастными винтами фирмы Dowty Propellers, системы жизнеобеспечения компании Liebherr и комплекс авионики американской фирмы Honeywell, производство этих самолётов полностью переместится в Саудовскую Аравию. И не только производство. Вложив в разработку 60 из 116 миллионов долларов, Саудовская Аравия получает не только всю конструкторскую документацию на разработанный «Антоновым» самолёт, но и права на интеллектуальную собственность на неё. Достойное решение для достойной страны!
Примерно такая же ситуация с ракетным комплексом «Гром». Дело в том, что саудиты давно пытаются приобрести технологии производства баллистических ракет. И подарок, который им за довольно скромное вознаграждение готово преподнести КБ «Южное», будет для них истинно королевским. Видимо, это будет трактоваться в свободной «европейской державе» как «свобода распространения информации».
Что ж, по дешёвке сливать технологии, доставшиеся Украине от СССР, специалистам этой страны не привыкать. Именно благодаря украинским «доброжелателям», сливающим технологии, Китай обзавёлся авианосцами и новейшими истребителями, к разработке которых Украина не имеет никакого отношения, а новые китайские военно-транспортные самолёты удивительным образом напоминают «Аны» 148-й серии.
* * *
Собственно, продажу технологий украинскими предприятиями понять можно: кушать-то хочется, вот и сливают налево и направо даже то, что продавать не имеют право. Сложно понять, когда это делается «просто так». Как это произошло в 2014 году, когда тогдашний глава СБУ Валентин Наливайченко отдал распоряжение всем оборонным предприятиям Украины передать всю секретную техническую и технологическую документацию сотрудникам ЦРУ, которым он выделил целый этаж в центральном офисе Службы безопасности Украины.
Вот такая она, страна, регулярно обещающая удивить мир чудо-оружием, которое сделает её непобедимой.
Это и реактивная авиация, и ракеты «Фау», и сверхтяжёлые супертанки, и 128-мм зенитные орудия, и дискообразные летательные аппараты. Однако реактивные «мессершмитты» имели крайне низкий эксплуатационный ресурс, половина «Фау» взрывалась при старте или в полёте, половина долетевших попадали в круг диаметром 10 км.
Из-за гигантского веса супертанков их невозможно было доставить на поле боя, а идея «летающих тарелок» так и осталась нереализованной. И лишь спустя долгие годы, проведя массу испытаний, исследований и доработок, часть германских разработок удалось довести до применения.
Не говори гоп, пока не перепрыгнул
О «суперновых», «лучших в мире», «не имеющих аналогов» образцах оружия, снаряжения и боевой техники, которые уже завтра поступят в войска и позволят украинской армии, «лучшей в Европе», парадным маршем вступить в Кремль и прогнать российские орды за Урал, мы слышим практически каждую неделю. Иногда украинские СМИ даже публикуют фотографии или видео этих вундерваффе, но почему-то до массового производства и поставок в войска они так и не доходят. А если и доходят, то солдаты шарахаются от них, как чёрт от ладана, опасаясь за свою жизнь. Так произошло, например, со взрывоопасным миномётом «Молот». А прочие «новейшие» и «суперсовременные» разработки оказываются банальной косметической переделкой советской и российской техники 40, 50, 70, а то и 100-летней давности.
Украинские пропагандисты, никогда не имевшие дела с реальным производством, просто не понимают, что путь от первого опытного образца до серийного производства тернист и долог. К примеру, опытный образец автомата Калашникова был изготовлен в 1946 году, принят на вооружение только в 1949-м, а от «детских болезней» избавился лишь в 1953-м. Между первым испытательным полётом Миг-21 и началом производства прошло 4 года, испытания ракетного комплекса «Точка» длились 5 лет, а его модернизированной версии, хорошо известной украинским военным как «Точка-У», - 3 года.
К чему эти подробности? Дело в том, что, по одной из версий, широко разрекламированные украинскими СМИ испытания ракеты, которыми недавно хвастался секретарь СНБО Украины, были испытаниями ракетного комплекса «Гром», о котором разработчики говорят, что он призван заменить упомянутую «Точку-У». Как утверждают авторы проекта инженеры КБ «Южное», «Гром» будет близок по характеристикам к российскому комплексу «Искандер». При этом, как известно, от начала разработки «Искандера» до его принятия на вооружение прошло 18 лет, а для комплекса «Гром» только в августе 2016 года началось изготовление прототипа-макета пусковой установки. То есть до годного к применению «лучшего в мире» (по предварительным обещаниям конструкторов) изделия ещё работать и работать, а каковы будут его реальные характеристики, не известно никому.
В ноябре украинский президент написал на своей страничке в «Фейсбуке»: «Отличная новость с испытаний новой украинской ракеты. Все пуски сегодня прошли успешно. Результат впечатляет: при дальности стрельбы 60 километров ракета продемонстрировала очень высокую точность».
Денег нет, но вы держитесь
Ещё в годы учёбы по специальности «системы автоматического управления летательных аппаратов» нам, студентам, вдалбливали в голову: львиная доля затрат, временных и материальных, при создании новых образцов техники приходится на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. И НИОКР вовсе не заканчиваются после первого испытания, поскольку реальные условия эксплуатации вносят свои коррективы в конструкторские решения.
К сожалению, украинские руководители и журналисты, любящие прихвастнуть достижениями отечественного ВПК, просто не понимают того, какие суммы требуются на разработку современных видов вооружений. Им это попытался объяснить депутат Сергей Пашинский: «Создание военного самолёта типа Л-ки [чешские лёгкие учебно-боевые реактивные самолёты L-29 и L-39. - Ред.] — это $3-4 млрд. У нас гособоронзаказ на этот год — чуть больше $100 млн. О каких военных самолётах на Украине мы можем говорить. Ну зачем даже фантазировать на эту тему? Украина ни технологически, ни финансово не в состоянии создать свой военный самолёт даже самого лёгкого плана».
Действительно, конструкторский и производственный потенциал украинской оборонки, доставшийся ей в наследство от СССР, достигал мирового уровня в трёх отраслях – ракетостроении, танкостроении и судостроении. Это признаёт заместитель генерального директора «Укроборонпрома» по авиастроению и производству Владимир Коробов. Но сегодня этот потенциал практически уничтожен отсутствием финансирования, разрывом кооперационных связей и утратой специалистов, не желающих работать бесплатно.
К примеру, в 2010 году, когда средняя зарплата по Киеву составляла около 2500 гривен, конструктор I категории киевского завода «Маяк», ныне переквалифицировавшегося на выпуск стрелкового оружия, получал 1600 гривен, а рабочих 5-6 разряда приглашали на зарплату 2000 гривен. Из-за отсутствия заказов на ракетную технику практически стоит ПО «Южное», некогда производившее ракеты «Сатана», а от мощнейших киевских заводов «Арсенал» и «Большевик» давно остались лишь воспоминания. Последний самолёт взлетел с аэродрома Харьковского авиационного завода в 2014 году, а киевское предприятие «Антонов» в 2016 году не построило ни одного самолёта.
Как утверждает Сергей Пашинский, Украина сегодня способна разработать лишь непригодные для боя броневики «Дозор», да разваливающиеся при транспортировке и взрывающиеся при стрельбе миномёты «Молот». «Весь наш потенциал заключался в следующем: берёшь у Минобороны танк Т-72 или Т-64 по цене металлолома, заводишь его на бронетанковом заводе, ремонтируешь и продаёшь за $400 000, - считает он. – Да, мы за счёт тотальной распродажи имущества, которое получили в наследство от Советского Союза, были в десятке экспортёров мира. Это потенциал советской армии, который нам остался».
Любой каприз за ваши деньги
Видимо, Порошенко надоел пессимизм главы парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Сергея Пашинского. На днях президент издал указ о прекращении его полномочий как члена наблюдательного совета государственного концерна «Укроборонпром».
Как бы там ни было, но КБ «Южное» разрабатывает ракетный комплекс «Гром», Харьковский завод им. Малышева производит танки «Оплот» и БТР, «Антонов» проектирует военно-транспортный самолёт Ан-132, КБ «Луч» разрабатывает ракету для РСЗО…
Танки и бронетранспортёры отправляются в Пакистан и Таиланд. Ан-132, являющийся модификацией старого советского Ан-32, проектируется для Саудовской Аравии. Для саудитов же разрабатывается ракетный комплекс «Гром». Ради продажи в африканские страны завод «Маяк» «разработал» (путём замены приклада и ухудшения охлаждения ствола) целиком стянутый с пулемёта Калашникова пулемёт КМ-7,62 и снайперскую «супервинтовку» из винтовки Мосина образца 1891 года.
Продаётся не только готовая продукция. Например, после изготовления двух образцов Ан-132, в которых вместо привычных по Ан-32 будут установлены двигатели Pratt & Whitney с шестилопастными винтами фирмы Dowty Propellers, системы жизнеобеспечения компании Liebherr и комплекс авионики американской фирмы Honeywell, производство этих самолётов полностью переместится в Саудовскую Аравию. И не только производство. Вложив в разработку 60 из 116 миллионов долларов, Саудовская Аравия получает не только всю конструкторскую документацию на разработанный «Антоновым» самолёт, но и права на интеллектуальную собственность на неё. Достойное решение для достойной страны!
Примерно такая же ситуация с ракетным комплексом «Гром». Дело в том, что саудиты давно пытаются приобрести технологии производства баллистических ракет. И подарок, который им за довольно скромное вознаграждение готово преподнести КБ «Южное», будет для них истинно королевским. Видимо, это будет трактоваться в свободной «европейской державе» как «свобода распространения информации».
Что ж, по дешёвке сливать технологии, доставшиеся Украине от СССР, специалистам этой страны не привыкать. Именно благодаря украинским «доброжелателям», сливающим технологии, Китай обзавёлся авианосцами и новейшими истребителями, к разработке которых Украина не имеет никакого отношения, а новые китайские военно-транспортные самолёты удивительным образом напоминают «Аны» 148-й серии.
* * *
Собственно, продажу технологий украинскими предприятиями понять можно: кушать-то хочется, вот и сливают налево и направо даже то, что продавать не имеют право. Сложно понять, когда это делается «просто так». Как это произошло в 2014 году, когда тогдашний глава СБУ Валентин Наливайченко отдал распоряжение всем оборонным предприятиям Украины передать всю секретную техническую и технологическую документацию сотрудникам ЦРУ, которым он выделил целый этаж в центральном офисе Службы безопасности Украины.
Вот такая она, страна, регулярно обещающая удивить мир чудо-оружием, которое сделает её непобедимой.
Александр МОСКАЛЬ